«Серфер» Николас Кейдж наносит удар по туристической отрасли Австралии
В 61 год Николас Кейдж уже находится на той стадии своей карьеры, когда каждая его новая роль смотрится как отсылка к старым, причем если не ко всем, то к нескольким сразу. Его оголодавший безымянный (поэтому назовем его просто Серфер или, что логично, Николас Кейдж) герой, офисный клерк, который так хочет посерфить, что буквально становится бомжом всего за пару дней, планирует пообедать сырой дохлой крысой прямо на глазах у местного жителя, гуляющего с собакой. Эта сцена с участием любого другого актера могла бы шокировать или просто показаться неприятной, но, помня, что Кейдж съел ради искусства живого таракана на съемках «Поцелуя вампира» еще в 1980-х, зрители просто пожимают плечами: Кейдж ест крысу? Все нормально, смотрим дальше. В любом случае «Серфера» (в кинотеатрах с 1 мая) режиссера Лоркана Финнегана стоит смотреть именно что ради Кейджа, который, как всегда, выкладывается на все сто.
Плюсы:
— начало «Серфера» обещает зрелищное и неглупое кино. Герой Кейджа приезжает на пляж где-то на юго-западном побережье Австралии, чтобы покататься с сыном (Финн Литтл) на волнах. Местные серферы не просто не рады новеньким — они агрессивно выгоняют чужаков из Лунной бухты, над которой Серфер Кейдж как раз покупает дом. Оказывается, он когда-то родился в этом местечке, уехал ребенком в Калифорнию, всю жизнь копил на этот чертов дом, принадлежавший его отцу, и теперь вернулся, движимый чувством ностальгии пополам с отчаянием — бывшая жена выходит замуж, и редкие встречи с сыном-подростком — единственная оставшаяся радость;
— дальше следует мастер-класс Кейджа на тему «мне гораздо хуже, чем вам». За пару дней он теряет солнцезащитные очки, телефон, часы, ботинки, деньги, привезенную из города серферскую доску, купленную за сто долларов пиццу, обручальное кольцо, машину и даже, кажется, дом детства, который, как он считал, он практически уже купил (а вместе с ним, как нужно понимать, теряет и сына). Бездна отчаяния, в которую погружается Серфер под палящим солнцем из-за полукриминального быдла, на чьей стороне, естественно, и местная полиция, настолько глубока, что в какой-то момент даже становится неловко — так в жизни не бывает, люди не снимают с себя туфли, чтобы справить нужду в грязном общественном туалете. Кажется, что чувство реальности приносится в этом фильме в жертву замыслу режиссера опустить своего героя на дно скорби и лузерства. Но Кейдж все равно выходит из этой пытки победителем — на протяжении карьеры он принимал такие удары судьбы, что отчаяние стало его вторым именем — вспомните, с какой страстью он убивал себя и одновременно жалел в принесшем ему «Оскар» «Покидая Лас-Вегас» 30 лет назад;
— Финнегану недостаточно просто мучить свою звезду — он еще хочет сказать нечто важное. Например, покритиковать токсичную маскулинность провинциальных деревенщин, которую здесь олицетворяет собой предводитель местных серферов Скалли (Джулиан Макмэхон в этой роли меряется с Кейджем, у кого белее голливудские зубы). Это противостояние офисной крысы, городского нытика наглым деревенским мужикам, которые не признают ни закон, ни правила городского этикета, должно нам показать, что Кейдж прав, но в глубине души, в общем, с мужиками он согласен — и правда ведь совсем затюкали белого западного мужчину претензиями, упреками и вопросами «Где деньги?».
Минусы:
— если вы вдруг планировали пляжный отпуск в Австралии, Лоркан Финнеган делает все, чтобы вы передумали — на Кейджа нападает не только местное отребье с комплексом превосходства, но и пауки, змеи, собаки, крысы и даже попугаи, которые норовят ему нагадить на голову. Где-то на обочине, в том числе и сюжета, прогуливается ощетинившаяся иглами ехидна. Даже солнце, кажется, сейчас прожжет Кейджу дыру в голове. Впрочем, если Финнеган делал это сознательно, все это можно отнести и к плюсам;
— бедный сын появляется в этом фильме только для того, чтобы покринжевать над своим непутевым отцом. Ему настолько ничего не дают здесь делать, кроме как разочарованно смотреть на папу, что хочется, чтобы тот лишил его наследства немедленно. У него почти нет слов, хотя актер Финн Литтл играет самого дорогого главному герою человека и выглядит растерянно, возможно, потому что его роль просто тупо недописана сценаристом;
— над Кейджем так долго и неубедительно измываются (ну не бывает так, чтобы все было одинаково плохо всегда и во всем), а он с таким упоением этим наслаждается и страдает, что кажется, будто смотришь пыточное порно. В конце концов, любой человек может уехать оттуда, где ему так нехорошо. Но Серфер продолжает совершать глупости: снимает туфли и носки в общественном туалете, дает в залог подаренные отцом часы первому встречному подонку, оставляет пиццу на машине и уходит вместо того, чтобы ее просто съесть. Временами кажется, что он просто идиот, который сам навлекает на себя неприятности. Но мы-то знаем, что Кейдж, а с ним и Серфер не идиот, поэтому смотреть на это бесконечное фальшивое самоистязание становится просто скучно;
— в фильме «Серфер» никто толком серфингом так и не занимается.
Фото: Global Film