Сериал «Камбэк» с Александром Петровым показывает 2004 год как начало славных дел
Название нового сериала «Кинопоиска» не только резюмирует его сюжет, но и указывает на некоторые обстоятельства его создания. «Камбэк» — возвращение дуэта сценариста Ильи Куликова и актера Александра Петрова — вместе они подарили зрителям канала ТНТ «Полицейского с Рублевки». С тех пор прошло достаточно времени, Петров сейчас снимается в основном в сказках, а Куликов без особого успеха экспериментирует с новыми жанрами — среди его последних работ «Блиндаж» и «Тень: Поймать Гордея». Таким образом, «Камбэк» — первый громкий хит сценариста после «Перевала Дятлова», который вышел в 2020-м.
Герой нового сериала обнаруживает себя в лесу близ Нижнего Новгорода совершенно голым с пробитой головой и шрамом на животе. Спустя некоторое время он, привыкнув к амнезии, отобравшей даже имя, осваивается в городе под именем бомжа Компота. Именно в этом качестве с ним знакомятся школьники Даша (Василиса Коростышевская), Птаха (Хентаг Хинчагов), Олег (Григорий Столбов) и Юра (Илларион Маров). Цепь случайностей заставляет каждого героя проявить себя с лучшей стороны, а Компота еще и обнаружить дремавшие в теле боевые навыки. В знак признательности за защиту от местных бандитов ребята предлагают помочь новому другу вспомнить прошлую жизнь. На дворе 2004 год, так что нет ни соцсетей, ни цифровых следов — место жительства Компота, в частности, приходится вычислять при помощи номера автобусного билетика. Однако герои полны решимости, несмотря на то что приходится то и дело отвлекаться на школьные, семейные и криминальные дела.
Куликов признавался в интервью, что сценарным искусством овладел, изучая скачанный через модем сценарий Тарантино к «Бешеным псам». Его лучшие сценарии — как раз примерно Тарантино, разобранный на набор надежных и тщательно отточенных приемов. Диалоги в нужной мере пестрят жаргонизмами, в саундтреке примерно каждые пять минут звучит «Весна» Дельфина. Это безусловно главная песня 2004 года, но с такой частотой и настойчивостью утомляют даже звуки самой любимой музыки. Впрочем, в остальном «Камбэк» обходится без перебора, в том числе в плане динамики развития сюжета. В этом сериал тоже по-своему наследует Тарантино: действие топчется на месте, как будто так и надо, заменяя развитие истории многочисленными вещицами и словечками.
Больше всего «Камбэк» поражает именно интуицией: ретро про 2004-й — стопроцентное попадание в чаяния аудитории. Из дня сегодняшнего эта эпоха кажется то ли потерянным раем, то ли началом славных дел — в любом случае временем недостижимым и прекрасным. Этот неосязаемый флер нуждается в толковой аранжировке, и Нижний Новгород, опять же, идеальный выбор. Город с обширным историческим центром и при этом достаточно обшарпанный, чтобы наполнить вещественный мир сериала. Школьная столовая, часы «Электроника 7», компот, красная ковровая дорожка на зеленом линолеуме, рассохшиеся оконные рамы… Узнаваемость этих деталей может отвратить, но если уж привлечет, то со всей надежностью продержит до финальных титров. Пожалуй, ржавый луна-парк — это все-таки что-то из Стивена Кинга и других американских хорроров, но выглядит все равно эффектно. Ну а то, что борода у героя Петрова не просто ровная, но еще и чрезвычайно ухоженная, так это просто потому, что человек он необыкновенный.
Легально сериал доступен на «Кинопоиске».
Фото: «Кинопоиск»

