«Шпион», который снова нас соблазнил: сериал от Netflix открывает нам непривычного Сашу Барона Коэна
Саша Барон Коэн из тех актеров, про которых более или менее все знают, что они выдающиеся, но далеко не все из знающих способны смотреть их фильмы.
«Борат», «Бруно» и «Диктатор» уже стали настоящей классикой современной сатиры (жанра, вообще говоря, крайне сложного), но при этом, признаемся, чтобы смотреть все эти смелые скетчи, нужно определенное состояние и сила духа. Прорыв Коэна в настоящее массовое большое кино должен был случиться в «Богемской рапсодии». Даже самые злейшие ненавистники артиста скрепя сердце соглашались, что если уж кто из звезд и обладает необходимым портретным сходством с Фредди Меркьюри, то это точно Коэн. И это не говоря уже о схожей склонности героя и его вероятного имперсонатора к самому исступленному гротеску. Однако не сложилось. Коэн рьяно настаивал на том, что в фильме обязательно должны быть имевшие место в реальности вечеринки с карликами и кокаином, а авторы фильма сделали ставку на семейную аудиторию. Коэн проект покинул, но в итоге выходит, что никто не проиграл, поскольку долгожданный бенефис (пусть и телевизионный) превзошел все ожидания.
Им стал произведенный Netflix сериал «Шпион» — формально французский, но сделанный израильским шоураннером на родном материале. В центре сюжета здесь народный герой Израиля — легендарный разведчик и однофамилец исполнителя главной роли Эли Коэн. В шестидесятые он настолько удачно работал в Сирии, что незадолго до провала и казни претендовал на пост президента вражеского государства. Сегодня в честь Эли названы улицы, а в конце 1980-х даже сняли художественный телефильм. Сразу оговоримся, что все вероятные параллели с сегодняшними сирийскими событиями совершенно бессмысленны: «Шпион» — это честное историческое кино, чем во многом и ценно.
Шоураннером проекта выступил Гидеон Рафф — автор сериала «Военнопленные», благодаря которому на свет появилась американская «Родина», а потом и российская. Именно ему, очевидно, стоит сказать спасибо за безупречно выдержанный стиль. В «Шпионе» очень красивая, как будто немного пересвеченная картинка. В остальном же эмоциональный градус действия, напротив, как бы приглушен. Те, кто ждет от шестисерийного фильма джеймс-бондовской остросюжетности, очевидно, будут разочарованы. Если уж и искать аналогии среди собратьев по жанру, то ближайший родственник сериала — «Шпион, выйди вон» Томаса Альфредсона, картина столь же неторопливая и гипнотическая.
За четыре года, проведенных под прикрытием (сначала в Буэнос-Айресе, а потом в Дамаске), Эли Коэн сделал не просто головокружительную, но и очень правдоподобную карьеру. Обнаружив невероятный талант к перевоплощению, он фактически растворился в своей легенде, превратившись в пламенного сирийского патриота Камиля Амин Таабета. Именно этому процессу и посвящен «Шпион», который больше похож не на триллер, а на производственный роман о человеке опасной профессии. Деятельность резидента предстает совершенно неромантической. Покупка стульев для передачи фотопленок в ножках. Глухая морзянка радиошифровок. Томные рауты, позволяющие добраться до все более высоких сирийских чинов. Иногда случаются проколы и погони, но редко — рутины куда больше.
Однако от экрана не оторваться, и причиной тому не только жесткий режиссерский ритм, но и исполнитель главной роли. Вопреки обыкновению Саша Барон Коэн здесь играет точно, экономно, на одних полутонах. Он скучает по любимой жене и полон рвения служить родине, но в то же время он блестящий и хитроумный профессионал, не позволяющий себе лишнего движения. В фильме много кадров, в которых герой смотрится в зеркало, и они напоминают, что он вынужден постоянно держать под контролем сразу несколько личностей. Этот баланс между потайной страстью и внешней сдержанностью задает невероятное напряжение даже проходным сценам. И вот это уже всецело заслуга фантастического артиста Коэна, которого по завершении просмотра хочется поскорее вновь увидеть вне образа бичевателя современной Америки.
Фото: Netflix