Геннадий Устиян

В «Мелочах жизни» Киллиан Мерфи в одиночку выводит Ирландию из Средневековья

2 мин. на чтение

Жизнь в провинциальной Ирландии 1980-х, судя по фильму, как будто застыла во времени: местный женский монастырь живет как в Средние века, уголь регулярно привозит молчаливый Билл Ферлонг (Киллиан Мерфи), у которого четыре дочери, и жизнь каждой рано или поздно будет связана с церковью, пустившей корни во все сферы. В общем, маленький город с традициями — всегда круговая порука, одни делают одолжения другим в ожидании благодарности.

Разные взгляды на нашумевшую историю «Прачечных Магдалины» (монахини десятилетиями эксплуатировали родивших вне брака девушек и продавали их детей на усыновление) снимали Стивен Фрирз («Филомена») и Питер Маллен («Сестры Магдалины»). Бельгийский режиссер Тим Миланц предлагает в «Мелочах жизни» (в кинотеатрах с 13 марта) по роману Клер Киган посмотреть на стыдный скандал и историю вопиющей жестокости по-другому — с точки зрения того самого угольщика.

Плюсы:

— действие происходит в городке Нью-Росс перед Рождеством 1985 года. По тому, как Билл останавливает машину, чтобы поговорить с соседским мальчиком и дать ему немного мелочи на подарки близким, мы понимаем, что он хороший, порядочный человек, готовый помочь нуждающимся, хотя более практичная жена Эйлин (Эйлин Уолш) постоянно напоминает о том, что они постоянно на мели, а отец мальчика эту мелочь просто пропьет. Встреченная в угольном сарае девушка Сара (Зара Девлин) умоляет Билла помочь ей сбежать из монастыря (ужасы, которые там происходят, нам так и не показывают), но ему есть что терять. Билл плохо спит, просыпается среди ночи и часами смотрит в окно, думая, что когда-то его мать, скорее всего, оказалась бы на месте нынешних девушек, если бы ее не подобрала добрая зажиточная соседка. Биллу нужно сделать выбор;

— интересно, что после мирового успеха «Оппенгеймера» Киллиан Мерфи мог сыграть кого угодно где угодно, но он выбрал скромную драму, действие которой происходит в его родной Ирландии. Очевидно он использовал свою новую мировую популярность не для того, чтобы продвинуть свою карьеру и заработать кучу миллионов, а чтобы привлечь внимание к ужасам, которые десятилетиями происходили на его родине, причем, что поражает еще больше, относительно недавно, в новейшее время;

— забавная деталь — среди многочисленных продюсеров «Мелочей жизни» значатся Бен Аффлек и Мэтт Дэймон — со вторым Мерфи работал на «Оппенгеймере»;

— «Мелочи жизни» не стреляет из всех орудий и не давит на самое больное. Сюжет развивается не спеша, избегая ярких драматических всплесков. Борьба происходит в душе самого Билла, который, с одной стороны, боится навлечь на себя гнев церкви, стать парией и испортить будущее своих дочерей, с другой — не может спокойно смотреть на страдания местных девушек;

— очень хорошая работа Эмили Уотсон, играющей сестру Мэри, главную злодейку, которая видит сомнения Билла и пытается купить его молчание.

Минусы:

— в таких фильмах о торжестве духа в «маленьком человеке» банальностей не избежать. Сцены с Биллом, трущим черные от угля руки по возвращении с работы, словно он хочет смыть с себя всю гнусность положения «провинившихся» девушек — неловкая лобовая метафора, которая повторяется с неизбежностью нервного тика;

— хочется похвалить режиссера за его желание рассказать эту историю настолько спокойно и достойно, насколько возможно. Но все же он имеет дело с массовым искусством, так что внутренней борьбы, выраженной в грустных глазах Киллиана Мерфи, не всегда достаточно для того, чтобы фильм смотрелся без вежливой скуки.

Фото: «Про:взгляд»

Подписаться: