«Весь невидимый нам свет» о нацистской оккупации решен в эстетике новогодней рекламы кока-колы
В оккупированную Францию 1944 года вот-вот должны войти войска союзников. Наведению авиации и артиллерии на немецкие позиции способствует слепая Мари-Лора Леблан (Ария Мия Лоберти). Каждый вечер она читает на запрещенной радиочастоте фрагменты из «Двадцать тысяч лье под водой», в которых зашифрованы необходимые координаты.
Вычислить местоположение партизанки поручено юному радисту Вернеру Пфеннигу (Луис Хофман). Однако вместо того, чтобы выполнять обязанности, Вернер заслушивается голосом Мари и вспоминает, как раньше на той же частоте слушал гуманистические лекции анонимного Профессора. Параллельно охоту на Мари ведет декадентствующий штандартенфюрер Рейнхольд фон Румпель (Ларс Айдингер). Помимо нужд рейха у фон Румпеля есть и собственный интерес. Согласно его сведениям, Мари владеет информацией о местонахождении волшебного драгоценного камня, который может вылечить пожирающую Рейнхольда лимфому.
Роман Энтони Дорра «Весь невидимый нам свет» вышел в 2014 году (по-русски — спустя год) и моментально стал бестселлером, покорившим не только зрителей, но и критиков. Меньше чем за год книга разошлась тиражом в миллион экземпляров и стала лучшим романом по версии The New York Times. Экранизация книги была неизбежна, Netflix заявил о старте производства еще до пандемии, в 2019-м. За время подготовки к съемкам сюжет романа помимо воли создателей несколько актуализировался текущими событиями в Европе — задержка сыграла мини-сериалу на руку. Это, пожалуй, один из самых, что называется, статусных проектов Netflix в нынешнем году. Во всяком случае, с точки зрения списка участников творческого процесса все выглядело просто блестяще.
Сценаристом стал Стивен Найт, только-только отдышавшийся после завершения «Острых козырьков». Режиссером — Шон Леви, коммерческий постановщик первого эшелона, автор «Главного героя» и «Живой стали». Быть может, это не лучший выбор для военного кино, однако Леви, очевидно, знает, как продать массовому зрителю дискомфортную тему. С той же целью, судя по всему, собирался и звездный каст, главными опорами которого стали Марк Руффало и Хью Лори, сыгравшие папу и двоюродного деда Мари. Страховать эту конструкцию на всякий случай позвали замечательного Ларса Айдингера, которому после травли из-за «Матильды» Алексея Учителя уже совершенно нечего бояться. Наконец, в многотысячном кастинге на главную детскую роль победила Ария Мия Лоберти — слепая актриса совершенно сказочной (как и подобает материалу) красоты.
Четырехсерийный «Весь невидимый нам свет» практически от начала до конца решен в тщательно выдержанной эстетике новогодней рекламы кока-колы. Сходство становится тем сильнее, чем чаще на экране появляется Хью Лори с роскошной бородой. Тот факт, что события сериала оккупация Франции, героизм Сопротивления, обучение в фашистской спецшколе и прочие ужасы, ничуть не смущает Шона Леви. Даже напротив: чем более жуткие детали возникают на экране, тем сильнее постановщик сгущает китч и гротеск. В воздухе художественно парит компьютерный пепел, тщательная неряшливость большеглазых героев напоминает чуть ли не об аниме.
Когда Мари хочет поесть, то запросто отправляется в тайную пещеру за устрицами. Американец Руффало и британец Лори играют французов, даже не пытаясь изобразить что-то вроде акцента. Впрочем, бог с ним, с акцентом, но можно ведь было хотя бы не обращаться друг к другу «сэр»? Наконец, садист и психопат фон Румпель в самых жестких сценах пыток и убийств будто нарочно пучит глаза с такой силой, чтобы даже самые маленькие зрители не поверили, что весь этот ужас происходит взаправду.
Леви и Найт не придумали, как вместить в четыре серии действительно страшные эпизоды из книги вроде поезда с русскими военнопленными или изнасилования русскими же солдатами немок. Зато в финальной серии постановщик дал себе волю и устроил бодрое пиротехническое шоу.
Поклонники книги, впрочем, довольны — об этом говорит рейтинг 7,8 на iMDb, сформированный на основе четырех тысяч оценок. Хит состоялся, а в подходе авторов наверняка есть особый гуманистический резон. Быть может, сейчас действительно не время говорить об ужасах войны честно и откровенно. Однако стоит задуматься о том, стоит ли тратить четыре часа нынешней жизни на фильм, в котором дымящиеся руины европейских городов подаются под толстым слоем компьютерной глазури.
Фото: Netflix