search Поиск
Ярослав Забалуев

«Змей в Эссексе» с Клэр Дэйнс и Томом Хиддлстоном красиво вгрызается в викторианскую традицию

2 мин. на чтение

Кора Сиборн (Клэр Дэйнс) — добропорядочная мать семейства в Лондоне 1893 года. Ее статус стремительно меняется, когда муж умирает, отказавшись от хирургического вмешательства. Кора стыдливо прячет жутковатый ожог на шее и первым делом робко отвечает на ухаживания врача, который позволил мужу умереть.

Доктор Гарретт (Фрэнк Диллэйн) — начинающее светило хирургии, бредящий операциями на открытом сердце. Ярость, с которой молодой человек стремится к прогрессу в своей сфере, разжигают тлевший естественнонаучный огонь в душе Коры — она всей душой уходит в любимую палеонтологию. Для этого есть и повод — в Эссексе вроде бы объявилось древнее чудище, пожирающее местных жителей. Кора убеждена в том, что змей — избежавший эволюции динозавр, и намерена доказать это на деле. На месте она едва ли не первым делом встречает статного Уилла Рэнсома (Том Хиддлстон), который оказывается местным викарием. Конфликт чувства (в том числе религиозного) и долга (в том числе супружеского — священник женат) быстро заставляет Кору и Уилла почти позабыть про все и вся. Споры о природе фантастического змея приобретают все более и более метафорический характер.

«Змей в Эссексе» — очередная вылазка Apple TV+ на исконно британскую территорию. Сервис взялся за викторианскую традицию в диапазоне от «Джейн Эйр» и «Грозового перевала» до «Собаки Баскервилей». Шерлок Холмс бегло упоминается в начале — Конан Дойлом зачитывается аутичный сын Коры. Отсылка вполне сознательная, поскольку поставлен сериал по совсем недавнему, 2016 года, роману англичанки Сары Перри. Стилизация исполнена на совесть. С одной стороны, на повестке «Змея в Эссексе», конечно, и эмансипация, и домашнее насилие. С другой — вся современная актуальная проблематика абсолютно достоверно вписана в викторианскую готику.

Для экранизации большие части романа переведены из эпистолярного формата в диалоговый, так что в сериале очень много разговаривают. Однако это совсем не раздражает — не в последнюю очередь благодаря работе художника-постановщика. «Змей в Эссексе» лишний раз доказывает, что Apple TV+ с визуальной точки зрения делает едва ли не лучшие сериалы на современном телевидении — во всяком случае, вполне может конкурировать с HBO. Костюмы, грим, таинственный туман, в котором по правильным траекториям прогуливаются герои — в сюжет временами можно даже не вникать, тем более что развивается он крайне неспешно. Отдельно отметим вступительную заставку со змеей и яблоком — эту увертюру не хочется перемотать ни разу за шесть эпизодов.

Вторая причина смотреть сериал, разумеется, актеры. Центральный дуэт предсказуемо безупречен — Хиддлстон не теряет времени даром в перерывах между переодеваниями в Локи, а Дэйнс совсем не зря в последний момент заменила в роли Коры Киру Найтли. Однако их линией кастинговые удачи не ограничиваются. Так, Фрэнк Диллэйн, которого по сюжету оттирают на третий план, без усилий перетягивает на себя одеяло. Стоит отметить также Хейли Сквайрс, которая сыграла компаньонку героини — у этой марксистки, недвусмысленно засматривающейся на подругу, здесь тоже полноценная и остроумная линия. Если бы писательница Сара Перри обладала талантами сестер Бронте, «Змей в Эссексе» вполне мог бы стать современной классикой. Но и с учетом некоторой драматургической затянутости (действия здесь на полный метр) этот сериал — лучшее предложение для поклонников костюмного кино, которых не устраивают вольности «Бриджертонов».

Фото: Apple TV+

Подписаться: