Это мой город: Алиса Хазанова
О невозможности теперь гулять по любимым Патрикам и тоске по арбатским переулкам, о любви к месту, где можно встретить всю московскую творческую публику. И о том, что второй фильм режиссера Алисы Хазановой точно будет.
Я родилась…
Мы переезжали несколько раз по разным квартирам и районам, пока родителям не дали свою квартиру на Арбате. Поэтому район моего детства — это район арбатских переулков.
Самое прекрасное, что было в арбатских переулках, это огромное количество маленьких скверов. Они были всегда открыты для людей, в них можно было гулять и сидеть на лавочках. В этих скверах и прошло детство. Но почему-то почти все они были закрыты и огорожены забором где-то в 1990-х. Я тоскую по ним.
Любимый район…
Вообще всегда были Патриаршие пруды. В общем-то, я здесь и живу. Но в последние пять лет он стал таким агрессивно-перенасыщенным. Я по-прежнему его люблю, но гулять тут стало очень сложно.
Еще очень люблю Воронцово Поле, потому что оно до сих пор имеет очарование старой Москвы.
Нелюбимый район…
Таганка. Как-то совсем не воспринимаю этот район, каждый раз, когда оказываюсь там, чувствую себя очень растерянно во всех смыслах.
Бары и рестораны…
О да, это какое-то особенное московское броуновское движение, в котором и мне иногда приходится участвовать. Люблю Pinch, Noor (но только днем, когда там пусто и светло) и еще часто бываю в «Доме 12». Это одно из мест концентрации московской творческой публики, людей, которых я знаю, люблю и часто имею возможность увидеть только там, потому что ритм жизни у всех сумасшедший. Раньше таким местом был «Маяк», а теперь — «Дом 12».
Место, куда я собираюсь, и никак не могу доехать…
Это Ботанический сад. Даже не знаю, по какой причине, но я там ни разу не была.
Москвичи отличаются от жителей других столиц…
Во-первых, я сама москвичка, человек, который родился и вырос здесь, и чувствую себя максимально внутри этого города. А на себя со стороны сложно смотреть.
В Москве лучше, чем в других городах…
Каждый большой город прекрасен и сложен по-своему. Я люблю Лондон, например, но это совсем другая любовь, нежели к Москве. И мне правда очень сложно сказать, что в моей Москве лучше или хуже, чем в моем Лондоне.
Но нельзя не отметить, что в Москве произошло очень много изменений, которые сделали жизнь более удобной. Ну разве что за исключением отсутствия парковок. Теперь в Москве лучше ходить пешком.
Спектакль «Сияние», который будет показан 16, 17 и 18 октября в рамках фестиваля «Территория»…
Мы придумали и выпустили этот спектакль три года назад для клуба Chateu de Fantomas, это была наполовину закрытая история, очень связанная с местом, где все это проходило, отсюда во многом у нас Филиппом Григорьяном родилась идея с жанром кабаре в баре. Тогда мы сыграли его не так много раз за один театральный сезон. И вот теперь фестиваль «Территория» предложил нам возродить спектакль и показать его на театральной сцене — в Электротеатре Станиславский. Предложение это мы получили сразу после того, как мы с Филиппом Григорьяном случайно вспомнили о «Сиянии» и подумали о его особой актуальности именно сейчас. Значит, потребность есть и изнутри, и снаружи. Хочется верить. Поэтому мне самой крайне интересно, как «Сияние» зазвучит теперь, три года спустя.
Идея сделать спектакль по песням Летова (и одной песне Янки Дягилевой) в стиле кабаре возникла у моего большого друга композитора Игоря Вдовина. Поскольку я всецело доверяю Игорю и его художественному вкусу, я неожиданно для самой себя согласилась и поверила в эту историю, которая казалась совершенной авантюрой. Мне нравится принимать неожиданные вызовы судьбы, это всегда вытаскивает на новый творческий уровень.
Потом мы пришли с этой идеей к Филиппу Григорьяну, которому тоже показалось, что это будет абсолютно непредсказуемая попытка осмыслить материал и реальность вокруг нас совершенно по-новому.
До этого я слышала буквально две-три самые известные песни «Гражданской обороны», когда все вокруг слушали и фанатели от «ГроБа». Поначалу это было непростым открытием для меня, поскольку творчество Летова, конечно, отличается от моих привычных вкусов в музыке. Но в работе над спектаклем на поверхность для меня вышли стихи Летова, оказалось, что это большой поэт, которого можно поставить в один ряд с главными поэтами XX века.
В спектакле мы пытаемся совместить несовместимые на первый взгляд эстетики из разных галактик — кабаре, китч, сказочность и русский панк-рок. Каким-то странным образом они соединяются в одно целое, позволяя найти новые интонации, высветить главное — чрезвычайно талантливые и очень важные сейчас тексты Летова.
Мы обнаружили, что читать эти тексты не то же самое, что их петь. Я, конечно же, не считаю себя певицей, но мы не ставили задачу идеального слуха и исполнения, как не ставил ее и Летов, это не мюзикл, здесь как будто бы речь идет о другом.
Второй фильм режиссера Алисы Хазановой…
Я очень надеюсь, что такой фильм будет. Но процесс рождения новой истории не должен быть быстрым. Здесь я спокойна, поскольку уверена, что он появится и выйдет на свет, когда придет время. Я не люблю говорить о том, что пока еще не сделано, но с надеждой смотрю в будущее.
Фото: Антона Земляного