Это мой город: художник Лариса Ломакина
О нелюбви к пафосным московским ресторанам, работе над спектаклем по Владимиру Сорокину и о том, что так и не привыкла к жизни на проспекте Мира.
Я родилась…
Моя мама жила на Тверской, папа — на Сретенских Воротах, после рождения брата переехали на Академическую, там появилась я, а потом уже, когда я училась в школе, мы переехали в Беляево… У меня была полная уверенность, что, когда я вырасту и у меня будет семья, я буду жить где-то за пределами МКАД — такая центробежная сила.
Сейчас живу…
Уже 30 лет я живу на проспекте Мира в районе «Алексеевской». С этим не родным мне районом я свыклась, здесь выросла моя дочь, здесь было много счастливых моментов. Но район так и не стал мне любимым. Мне не хватает в нем плотности городской тихой среды при всей его зелени дворов и стремительности проспекта.
Люблю гулять…
У меня очень мало времени для гуляний по городу — ужасно жаль, потому что гулять и ходить пешком я очень люблю. Раньше довольно часто ходили гулять в лесную часть «Сокольников». Пруды, аллеи… Сейчас я радуюсь возможности пройтись в сторону дома от МХТ имени Чехова до Сухаревской по Большой Дмитровке, Неглинке, по переулкам Сретенки.
Мой любимый район…
Москва стремительно меняется. Но по-прежнему мне нравятся Сретенские переулки. Особенно те, что идут вниз к Цветному бульвару. Нравится Чистопрудный бульвар и улочки вокруг. Нравится атмосфера, городская среда, пересеченность местности.
Нелюбимый район…
Никогда не любила район Варшавки и Каширки. Вообще не люблю спальные районы и районы новостроек. Но Каширка с «Каширским двором» и онкоцентром рядом — сублимация ужаса в городе.
В рестораны и кафе…
Хожу, но не люблю пафосные. Для этого должны быть какие-то из ряда вон обстоятельства. Сейчас так много появилось отличных мест, где приятная атмосфера, хорошая кухня, где можно с удовольствием посидеть с друзьями или одной. Рядом с театром люблю «Молоко». На Сретенке — «Номер 15».
Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Город так быстро перестраивается. Мне иногда очень хочется попасть в те районы, где были молодыми мои родители. Именно в таком виде, как они рассказывали. Или пройтись по местам, где я гуляла маленькой. Когда дома тонули в зелени, а поход в соседний двор приравнивался к экспедиции.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Москвичи живут совершенно в другом темпе, чем обитатели многих других городов. Они легкие, схватывают на лету, конкретны и напористы, но до определенной степени. Степень эта определяется специфическим чувством собственного достоинства — они хозяева города. И знают это. Мне жаль, что они мало улыбаются, но, возможно, у них на это просто нет времени.
В Москве лучше, чем в других городах мира…
Москва — мой родной город. А родственников не выбирают, и они совершенно не обязательно лучше, чем другие. Мне очень нравится Экс-ан-Прованс, мне хорошо в Берлине, но иногда ужасно радуюсь, возвращаясь в Москву.
В Москве изменилось за последнее десятилетие…
Последние годы радуют появлением хорошей современной архитектуры. Пусть единицы, но есть! Городская среда изменилась — улицы, дворы, парки… Город преобразился, наполнился кафе, появились новые музеи, детские площадки. Но разрушаются и сносятся памятники архитектуры. Про транспортные коллапсы даже говорить не хочется — это страшная проблема.
Хочу изменить в Москве…
Изменить эту страшную проблему невозможно, просто закрыв центр для автомобилей. Или сузив проезжие части. Тем самым вынудить жителей пользоваться общественным транспортом или такси. Личный транспорт просто вытесняется — в центре очень мало подземных парковок. Это не выход.
В Москве мне не хватает…
Тепла. И моря. Но изменить климат невозможно.
Работа над спектаклем «Триумф времени и бесчувствия»…
Проходила для меня довольно напряженно. Поиск пространственного решения, сомнения в его правильности, поиск фактуры, неожиданные решения с материалами были трудными. Скрашивало это мое пребывание в очень красивом месте — на озере Комо в Белладжио. С крохотным внуком, но красоты Италии и тепло семьи рядом никак не повлияли на интонацию решения — на торжественно-мрачное, пафосное пространство галереи с квадратными колоннами и стенами из черного мрамора. С продуманным внутренним светом, с ироничными черепами на капителях и эффектным наполнением прожилок мрамора то густой синевой, то кровью. Все это внутреннее пространство отражается на экранах и перемежается со смысловым и эмоциональным контентом. Поверху бежит лента либретто Сорокина, комментируя арии солистов. Это пространство современной аллегорической драматургии с историческими корнями, жесткими сегодняшними параллелями и парадоксами. И все это — под божественную музыку Генделя.
Моя выставка «Смешанная техника»…
Открылась 6 октября в галерее «Роза Азора». Там представлены работы на металле. На черном и на оцинкованном. Искусственное ржавление и акрил — вот основные материалы. Это работы, в которых я старалась примириться с осенью, нащупав правильную фактуру. И места, которые мне в этом помогли — Прованс и Тель-Авив. И еще немного графики.
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко представляет ораторию Георга Фридриха Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия» в постановке Константина Богомолова 8, 10, 12, 14 октября.
Фото: из личного архива Ларисы Ломакиной