Анастасия Барышева

Это мой город: директор Центра фотографии им. братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская

5 мин. на чтение

О необходимости дать новые возможности художникам для работы в городе и о том, какие словосочетания приходят в голову, когда видишь праздничное украшение Москвы.

Я родилась…

В Москве.

Сейчас живу…

Я всегда жила в своем родном городе, считаю его полностью своим, несмотря на многие изменения, которые в нем происходят. Жизнь много раз менялась, вектор интересов менял районы проживания, это были и Сокол, и районы ближнего Подмосковья. А сегодня я живу в Мещерском, и это мой маленький рай.

Люблю гулять…

Очень люблю центр города, его переулки, бульвары. Люблю Тверскую, Петровку, те места, что связывают меня с теплыми воспоминаниями детства, с моими родителями. К огромному сожалению, совсем редко гуляю по городу последние годы, все чаще смотрю на него из окна автомобиля. Но если бегу в театр, на мероприятия в музеи, всегда стараюсь пройтись и почувствовать его воздух.

Мой любимый район в Москве…

Очень  люблю Остоженку, Пречистенку, набережные, люблю Москву-реку, и мой Центр фотографии как раз находится в центре всех моих московских предпочтений. Это сегодня мое место силы, которое дает мне энергию и желание двигаться вперед, в том числе и для тех людей, ради которых я это делаю. Москва-река — это для меня отдельный организм, который соединяет много важных и памятных моментов жизни, нет такого лета, чтобы я пропустила прогулку по ней.

Мой нелюбимый район в Москве…

Наш город слишком большой и разный, как и любой мегаполис. Я не выезжаю в те дальние районы, где не смогу найти ту Москву, которую берегу в душе. Есть периоды, в которые твой город тебе может быть не близок. Это тотальные реконструкции стратегических дорог, все становятся раздраженными, опаздывают. Предновогодние безумные пробки, мой любимый Каменный мост, стоящий намертво по 30–40 минут. В такие моменты и любимые места превращаются в нелюбимые.

Походы в рестораны…

Я бы разделила для себя походы в ресторан на два разных типа историй. Есть бизнес-встречи, которые проходят в ресторанах, и тут выбор падает напрямую на его местоположение. Этот ресторан должен быть мне по пути, иначе день закончится в ресторане и весь намеченный график сорвется. Другой тип ресторана — это блюда, за которыми вам хочется вернуться и видеть напротив близкого человека.

Летом я люблю приходить на веранду на Брестской в «Простые вещи» или к ним же на Никитскую. Зимой захожу в «Воронеж», «Палаццо Дукале». Люблю места, которые делает Игорь Витошинский.

Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…

Собираюсь последние 20 лет проводить больше времени с детьми. И очень часто не успеваю на открытие выставок моих коллег в течение недели, поэтому мои интересы в выходной день — это музеи и выставки, на которые я иду со своими девочками. Так и не успела попасть в новый музей Давида Якобашвили, хотя прекрасно понимаю, сколько усилий как коллекционер этот человек приложил к открытию такого пространства. Давно мечтаю попасть в МУАР, не была в нем после назначения Елизаветы Лихачевой. Уважаю Лизу за ее уникальные знания и помощь над проектом Эзры Столлера, она проводит у нас прекрасную экскурсионную программу в его рамках.  Надеюсь наверстывать упущенное в 2019 году.

Главное отличие москвичей от жителей других городов…

У меня нет, честно говоря, критериев оценки жителей городов, в каждом по-своему прекрасном городе живут очень разные люди. Для меня москвичи — это мой круг общения, мои посетители, мои партнеры, мои коллеги, мои сотрудники. Все они люди мира, прекрасно понимающие, чего хотят, и знающие, как развиваться дальше. Они и есть олицетворение моего города, и совершенно не имеет значения, где они родились и на каких языках говорят. Они и двигают этот город к его светлому будущему, и я благодарна судьбе, что они рядом с со мной.

В Москве лучше, чем в мировых столицах: Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…

Москва — мой родной дом, который меня вырастил и научил быть тем, кто я есть. Но при этом я всегда была человеком мира. Жила в разных странах, изучала их опыт в арт-бизнесе. Сидящей на месте меня очень трудно назвать: больше двух недель в городе редко бываю.

Я очень люблю Манхэттен, когда еду из JFK и вижу его очертания, понимаю, что я соскучилась. Могу неделю ходить по галереям, общаться с коллегами, с друзьями. Всегда и везде пытаюсь там успеть, впитать этот совершенно уникальный ритм жизни. Наслаждаюсь фотографическими выставками, равных которым нет нигде в мире. Но проходит неделя, и я понимаю, что опять хочу домой, к детям, на работу. Там идет жизнь, приходят посетители, идут наши выставки, а я упускаю момент связи с ними.

В Москве за последнее десятилетие изменилось…

Москва — огромный мегаполис, в который ежедневно приезжает колоссальное количество людей, все они вносят свою лепту. Они мечтают, как и мы с вами, сделать этот город своим. Город растет, меняется визуально, духовно, и все это абсолютно закономерный процесс. Я рада, что мы становимся легче, наши дети ищут новые пути развития себя, и это отражается в городе. Город стал космополитичнее, он уже говорит на разных языках. Он готов принимать и отдавать. И я вижу в этом динамику построения разумного, открытого мира для всех на равных условиях, осталось научиться много работать и учиться не оглядываясь на других.

Меня всегда смущала приставка «псевдо-». Наверное, поэтому болезненно отношусь к праздничным украшательствам своего города. Прилагательные «псевдокрасиво», «псевдопатриотично», «псевдопразднично» возникают в моей душе достаточно часто при виде Дня города или новогодней Москвы. И очень обидно за тех коллег, опыт и знания которых остаются невостребованными при принятии таких решений.

Хочу изменить в Москве…

Хотелось бы дать намного больше молодым художникам возможности работать с городом. С парками, улицами, бульварами. Их безудержная энергия и сумасшедший потенциал должны принадлежать именно ему и его жителям. Они видят, снимают, пишут о Москве и никто ничего не знает об этом. Нет ни арт-резиденций, где они могли бы творить вместе и приглашать жителей на свои проекты. Нет молодежных галерей, которые могли бы давать первый путь художнику. Нет московских телеканалов, программ, рассказывающих о таких людях .

Мне не хватает в Москве…

Солнца. Я абсолютно южный по натуре человек, который питается его энергией и увядает при его отсутствии. В моем детстве Москва была очень солнечным городом, и я тоскую по ней.

На выставке Стива Шапиро «Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю», которая пройдет в Центре фотографии им. братьев Люмьер с 11 января по 13 марта…

Первый раз мы открыли ретроспективную выставку Стива Шапиро, который уже покорил музеи США и Европы, около восьми лет назад. Его книги издает немецкое издательство Taschen, которое считается одним из ведущих в мире. И серия «Крестный отец» со съемок одноименного фильма помогла ему собрать все лавры. Серию работ, посвященную Дэвиду Боуи, мы планировали привезти в Россию уже несколько лет назад, но из-за плотного выставочного графика Шапиро долго не могли получить работы. Я рада, что нам удается открыть этот проект именно в важные для Боуи даты — это и день его рождения, и день смерти. Для Москвы это важное фотографическое событие, и все мы понимаем, что для поклонников таланта этого музыканта, актера — это настоящий подарок. Параллельная программа, которая организуется вместе с его другом Джорджем Андервудом, Александром Кушниром, московскими музыкантами, будет отличным дополнением. По всем критериям выставка может превратиться в фестиваль.

Фото: предоставлено Центром фотографии им. братьев Люмьер

Подписаться: