search Поиск
Анна Гордеева

Это мой город: худрук балета театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Максим Севагин

4 мин. на чтение

Месяц назад ставший самым молодым балетным начальником в стране 24-летний танцовщик и хореограф о жизни на проспекте Мира, обедах в «Цветном», своей постановке по сказке «Нет никого справедливей смерти» и о том, что теперь российскому балету еще больше придется пускать корни. 

Я родился…

В городе Рубцовске, в Алтайском крае. Рано уехал из родного дома — сначала год учился в Новосибирском хореографическом училище, потом перебрался в Петербург, где поступил в Академию русского балета им. Вагановой. Тогда я думал, что ни за что не уеду из Петербурга. Но, как оказалось, «никогда не говори никогда» — и после окончания академии я практически сразу переехал в Москву.

Сейчас живу…

На проспекте Мира. Я снимаю квартиру в доме середины ХХ века с очень высокими потолками, он находится прямо по соседству с Московской областной думой. Там особая богемная атмосфера; когда я первый раз зашел в квартиру, меня поразило огромное пространство, практически напоминающее бальный зал. Такая старая хрустальная люстра…  Мне это все очень импонирует.

Люблю гулять…

… и гуляю довольно много, потому что у меня две собаки. В Мещанском районе есть прекрасные парки — Фестивальный и Екатерининский, я там хожу со своими псами Гектором и Францем. В принципе, очень люблю ходить пешком, и от дома до театра на Большой Дмитровке хожу очень часто. После спектакля вечером так же и возвращаюсь, поэтому хорошо знаю весь центр. Мещанский район дает ощущение, что ты живешь как бы в столичном центре, но при этом и не совсем в центре — не на Садовом кольце, а ближе к Третьему. И когда иду из театра, атмосфера центра меняется на какую-то другую, более спокойную. До переезда на проспект Мира я жил за МКАД, в городе Московском — и в нем тоже есть своя прелесть. Там было тихо, рядом лес — жизнь близко к природе. Но, конечно, добираться каждый день до работы тяжело — сначала автобус или маршрутка, потом метро. И после спектакля, когда я был еще артистом, было трудно в полусонном состоянии, очень уставшим, ехать домой. Но свои преимущества в этом тоже были, я гораздо больше читал в метро.

Я люблю транспорт…

Мне всегда хотелось водить машину, но пока что я не получил права. Прямо сейчас учусь в автошколе, на которую времени не хватает. Я катаюсь на скейтборде, езжу на электрическом самокате — это просто идеальный транспорт. Пятнадцать минут — и я в театре.

Я давно собираюсь, но никогда не был…

На ВДНХ. Много слышал о ней — как там все прогрессивно и современно, по-новому сделанные экспозиции, всевозможные кафешки и рестораны. И Ботанический сад — казалось бы, все так близко ко мне, но все никак не доеду.

Любимый ресторан…

У меня в натуре есть такая черта — любовь к разнообразию. То есть если мне скажут: «Ты пойдешь в знакомое место или в новое?» — моя душа всегда будет склоняться к новому и неизвестному, я в этом смысле авантюрист. Часто захожу в «Цветной», где «Брикет маркет» наверху — много лавочек со вкусной едой и отдельные рестораны. Еще люблю индийскую кухню — у меня рядом с домом, через дорогу, сразу два индийских ресторана, в которых я нередко бываю.

Москвичи отличаются от жителей других городов…

Они живут в более интенсивной рабочей атмосфере. Сюда приезжают те, кто хочет активной деятельности. Сложно говорить за всех, возможно, кто-то любит сидеть на диване и не делать ничего, но мне кажется, что в принципе Москва — город возможностей, в первую очередь для работы.

В Москве нужно улучшить…

Транспортную разметку. Вот едешь ты по велодорожке, а она вдруг заканчивается, дальше ее нет.

По сравнению с другими городами…

Москва в последнее время развивалась стремительно, такого отношения к благоустройству больше нигде нет. И в Москве очень следят за чистотой, что радует. В Петербурге не так, к сожалению. 

Предложение стать худруком балета не стало для меня сюрпризом…

Потому что я сам проявлял амбиции в отношении этой позиции. У меня уже была возможность показать себя, свой взгляд на творчество, смелость своих идей. Наш генеральный директор Андрей Александрович Борисов оценил мою работу и поверил в меня, выбрал на должность художественного руководителя. Теперь мне надо доказать, что выбор был правильным.

В труппе все по-разному отреагировали на мое назначение…

Что абсолютно естественно. Для кого-то такой поворот событий стал большим сюрпризом, а кто-то предполагал, что это может произойти. Но все равно я в последние годы все-таки был не просто артистом, не совсем «одним из многих». Я уже работал как хореограф (ставил одноактные балеты, а прошлой осенью вместе с режиссером Константином Богомоловым сделал «Ромео и Джульетту». — «Москвич Mag»), а роль хореографа и роль художественного руководителя очень близки. Хореограф точно так же выбирает артистов на ту или иную роль, все планирует, организовывает репетиции. Я так или иначе находился между труппой и руководством. Плюс с предыдущим художественным руководителем Лораном Илером у нас были дружеские отношения, и он много мне рассказывал о том, как работает театральная система. Мне кажется, он неосознанно меня готовил к тому повороту событий.

Из-за санкций нам придется пускать корни…

И в силу обстоятельств повернуться к отечественным талантам, у которых раньше, возможно, было меньше шансов обратить на себя внимание. Поэтому, мне кажется, во многом это даже положительное перенаправление. Но отмечу, что мы продолжаем оставаться в мировом контексте, наши контакты с зарубежными авторами не прекращены, и мне поступают заявки из других стран — все равно есть желающие работать с нами.

В июле планируются премьеры двух балетов…

Один из этих спектаклей ставит Владимир Варнава в сотрудничестве с режиссером Евгением Сангаджиевым. Этот проект вылился из сериала «Балет», который они сейчас снимают, и вся постановочная группа —сериальная. Около десяти наших артистов принимают участие в съемках, некоторые даже играют персонажей с репликами. Поэтому связь театра с этим проектом была, мы ее просто преобразовали, и ребята теперь делают постановку балетного спектакля для нас, он называется «О природе». Возможно, это никак не будет связано с историей сериала, но пересечения наверняка будут и по персонажам, и по исполнителям. Также они планируют фрагмент этого спектакля использовать в одном из эпизодов «Балета». А моя постановка — на музыку аргентинского композитора Альберто Хинастеры. Его Концерт для арфы с оркестром вдохновил меня обратиться к аргентинскому фольклору — я взял сборник сказок и начал их читать. И когда я увидел название «Нет никого справедливей смерти», еще не прочитав эту сказку, понял, что хочу, чтобы мой спектакль назывался именно так. Несмотря на то что название может звучать мрачновато, это все-таки сказка, и она наполнена большим количеством философских деталей.

Фото: Карина Житкова

Подписаться: