search Поиск Вход
, 6 мин. на чтение

Это мой город: координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов

, 6 мин. на чтение
Это мой город: координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов

О своем эксперименте по работе в такси, о превращении Москвы в суперагломерацию и о том, когда же город все-таки поедет.

Я живу…

В Юго-Западном округе Москвы всю жизнь — сколько себя помню. Это место я не выбирал — спасибо родителям. Когда они сюда приехали (я, правда, этого момента не помню по понятным причинам), на месте наших домов были капустные поля. За 42 года здесь изменилось абсолютно все и в некоторых местах не по одному разу.

Гулять в Москве…

Как и любой житель такого огромного города, я люблю гулять, но ближе к месту жительства, чтобы далеко не ездить. Очень люблю Битцевский парк, он прекрасен не только летом, но и осенью. Воробьевы горы и вообще район МГУ.

Мой любимый район…

Сложно сказать именно в контексте района, но мое любимое место в городе — это Воробьевы горы. Не знаю почему, как-то так сложилось. К сожалению, в последние годы там все меньше людей, в основном туристы. Нескучный сад очень атмосферное место. А вот парк Горького не люблю, там слишком много людей. Еще могу отметить Тимирязевский район в силу гармоничной невысокой застройки, наличия природных территорий, но и там уже построены многоэтажные «человейники», к сожалению. Тем не менее сам район до сих пор очень хороший, ламповый, уютный. И не могу не отметить район Восточный, у меня с этим местом много связано. Хотя в последнее время там рядом тоже появились целые районы «человейников» — «Янтарный», «Изумрудный» (это Московская область), которые убили энергетику этого места и многие воспоминания моей молодости. Жаль.

Мой нелюбимый район…

Конечно, первое место занимает Некрасовка. Любой человек, который там был и вдыхал местные «ароматы», поймет, почему я это место не люблю. Честно говоря, даже не представляю, как там можно жить, однако там настроено невообразимое количество жилья. И продолжают строить. Хотя рядом, рукой подать, мусоросжигательный завод №4, который, похоже, никто закрывать не собирается. Также в относительной близости очистные сооружения, которые закрыть физически невозможно, туда стекается канализация со всей Москвы. На втором месте, как ни странно, Сколково, я не люблю это место из-за того, что на автомобиле туда добраться сложно, но можно, а на саму территорию не пускают, отправляют на дальнюю стоянку, словно специально издеваясь над автомобилистами. Поэтому на все приглашения себя в Сколково я сначала спрашиваю, будет ли обеспечен заезд на автомобиле, и если нет (в 99% случаев), то просто отказываюсь туда ехать. Когда у них изменится отношение к личному транспорту, тогда и поговорим.

В ресторанах…

Да, разумеется, бываю. Не часто, но тем не менее. Люблю восточную кухню, ничего не могу с этим поделать. И, конечно же, стараюсь избегать пафосных заведений.

Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…

Такого места нет. Если я собираюсь куда-то поехать, я туда еду. В Москве я был везде, особенно помог недавний эксперимент по работе в такси, когда я исколесил весь город не по одному разу. Но я обратил внимание во время работы в такси, что некоторые места успели настолько сильно измениться с момента моего последнего визита туда, что даже оторопь берет. Когда успели?..

Главное отличие москвичей от жителей других городов…

Москвичи спокойные и менее агрессивные. Хотя иногда думаю, что, может, и стоило бы быть людям чуточку эмоциональней. Но такая особенность неизбежна. Ведь жизнь в окружении 20 млн человек накладывает неизгладимый отпечаток на культуру, стиль общения, манеры поведения. Иначе и быть не может, потому что свобода каждого заканчивается там, где начинается свобода другого, а таких «других» в городе пара десятков миллионов. Хочешь не хочешь, а придется усмирять свой пыл.

В Москве лучше, чем в мировых столицах…

Конечно же, в Москве самое красивое, лучшее и недорогое метро.

В Москве за последнее десятилетие изменилось…

За десять лет изменилась практически вся Москва. Теперь это другой город. Мало кто помнит, что было в 2010-м, а я помню. Изменения настолько масштабны, что я не могу сказать, что это та Москва изменилась. Нет, та Москва уже не с нами, а живем мы в новой, другой Москве. Вообще за всю свою жизнь я видел уже три Москвы. Первая — это Москва моего детства. Теплый, ламповый город, правда, потрепанный концом 1980-х и началом 1990-х. Но очень душевный и человечный. Я очень любил тогда гулять пешком через весь город, просто случайными маршрутами, куда глаза глядят. Мог так ходить целый день. Потом вдруг, года этак с 1996-го, Москва начала резко меняться. Была построена МКАД в том виде, в котором мы ее знаем. Началось активное строительство новых районов, хорошо помню, как внезапно сначала на моих глазах, а потом и на карте (тогда они были бумажными) появилось Северное Бутово. Эта вторая Москва закончилась где-то в 2013 году и начала появляться уже другая Москва, та, в которой мы живем.

Если честно, в нынешних тенденциях мне не нравится самое главное — рост населения Москвы и превращение города в суперагломерацию из десятков миллионов людей. Если посмотреть публикуемые данные по населению в пределах ЦКАД, то мы увидим, что в отдельные месяцы тут находятся до 25 млн человек. Это слишком много. Так не должно быть.

Хочу изменить в Москве…

Я хочу, чтобы Москва стала соразмерна человеку. Есть расчеты, выполненные по принципу золотого сечения, которые показывают, что оптимальный размер города — 3 млн человек. Некоторые европейские архитекторы говорят о 5 млн человек. Но больше город не должен расти. Надо развивать другие города, регионы, создавать точки роста там. Кстати, пандемия коронавируса чуть подтолкнула Москву к этой моей мечте, очень многие были переведены на удаленку и снимать квартиру здесь стало дорого и бессмысленно, люди уехали к себе домой, сохранив работу и заработную плату, и, как видите, ничего плохого не произошло. Даже наоборот — вдруг оказалась решена (но не до конца) давняя и застарелая проблема пробок, оказались не нужны многие платные парковки (сами парковки, конечно, нужны, но вот плата уже лишняя), исчезла утренняя и вечерняя давка в общественном транспорте. Очень надеюсь, что новые методы работы с использованием современных технологий прочно войдут в нашу жизнь.

Мне не хватает в Москве…

Этот город слишком большой. Недавно один из моих друзей, который уехал из Москвы жить в Крым, рассказал, что добраться от меня к нему, с юга на север Москвы, на автомобиле в час пик сложнее и дольше, чем из Симферополя в Севастополь. А запуск новой трассы «Таврида» сократит время в пути между этими городами еще в два раза. Миллионы людей в Москве тратят значимую долю жизни в пробках, не создавая ничего нового, только уставая и теряя настроение и нервы. Рано или поздно каждому такому человеку приходит в голову мысль, а стоит ли это все того месяца, года или даже лет жизни, которые оказались вычеркнуты, просижены в десятибалльных заторах, проезжены длиннющими маршрутами с одного конца на другой? Есть ли в этом смысл?

Я даже посчитал как-то. Мой годовой пробег на автомобиле составляет около 20 тыс. километров, из которых примерно половину я проезжаю в Москве и ближайшем Подмосковье, что, кстати, немного. Средняя скорость — 23 км/ч. То есть в год я провожу за рулем в Москве 435 часов. При этом по свободному городу, например ночью, средняя скорость движения в два раза больше. То есть пробки отъедают от моей жизни 217 часов, или 9 полных суток, в год. Если же вычесть время на сон, то получится, что пробки отнимают две недели в год. С общественным транспортом ситуация не лучше, потому что до того же метро надо как-то добраться, и мои маршруты почти все при использовании ОТ более затратные по времени. Но две недели в год как коту под хвост. Это ненормально.

Самая актуальная из проблем, волнующих московских автомобилистов…

В городе очень много проблем, но самая большая — штрафы с камер. Штрафы, например, выписываются даже за ничтожно короткую, на несколько секунд, остановку для высадки пассажира без создания кому-либо помех! За 6 месяцев 2020 года в городе уже выписано 7 млн штрафных постановлений! Очевидно, что за оставшиеся полгода будет столько же, если не больше. 14 млн штрафов в год — это огромная цифра. Столько штрафов не должно быть, необходимо модернизировать систему, внедрять риск-ориентированный подход, чтобы уходить от таких поражающих воображение цифр и ковровой бомбардировки москвичей «письмами счастья».

Московские автомобилисты довольны тем, что…

В городе, слава богу, идет масштабное строительство дорог, хорд, магистралей, внедрение современных технологий управления дорожным движением, применение новых подходов и лучших практик. Это очень правильно, позволяет людям экономить много времени своей жизни при передвижении по городу. Я искренне верю, что после окончательного завершения строительства всех трех хорд и Южной рокады Москва наконец худо-бедно, но поедет. Надеюсь, что доживем до этого счастливого момента.

Фото: «Автодор — Торговая Площадка»