О самоуверенных москвичах, о домах на воде, которые можно было бы построить в Москве, и о планах отметить 60-летний юбилей на сцене Кремлевского дворца.
Я родился…
В Ленинграде 27 октября 1961 года.
Сейчас живу…
В Москве в центре, на улице Пречистенке, переехал в Москву, когда мне было 23 года. Сначала, в 1983 году, я работал в оркестре Олега Лундстрема и часто приезжал в Москву из Ленинграда, а в 1984 году стал работать в оркестре Николая Левиновского и переехал совсем. Мне тогда было 23 года.
Москву я полюбил еще в детстве, когда ездил с папой на юг. Наш путь всегда лежал через столицу. Папа, правда, очень боялся ездить через город, всегда пытался объехать по МКАД, а я говорил: «Папа, обязательно поехали через Москву!» Еще у нас тут жили родственники, дедушкины сестры, поэтому мы периодически заезжали в столицу, бывали у них в гостях. Я всегда восхищался огромными улицами этого города, его энергией, ритмом и всем остальным.
Гулять по Москве…
Я просто люблю. Люблю гулять по набережным Москвы-реки вдоль Кремля или по другой стороне. Люблю гулять по Арбату, по Садовому кольцу. Если есть возможность и время куда-то дойти пешком, то с удовольствием это делаю.
Мой любимый район в Москве…
Я думаю, мой любимый район — это центр. Это улицы Дмитровка и Никитская, район Консерватории им. Чайковского, Парк культуры, Хамовники, где много парков и Новодевичий монастырь. Люблю район Таганки, где находятся мой джаз-клуб и репетиционная база. Центр люблю, пожалуй, больше всего. Трудно сказать, что я люблю окраины, наверно потому, что всю жизнь жил в Ленинграде на окраинах, а привлекал меня центр.
Мой нелюбимый район в Москве…
У меня таких районов нет! Не за что не любить. Меня вроде нигде не били. Взять даже некоторые новые районы Москвы, где чистый воздух, где построены красивые дома. Они мне тоже симпатичны. Не могу сказать, что я их очень люблю, но они меня не раздражают, мне не хочется там ничего менять.
В ресторанах…
Я бываю. Чаще всего, конечно, в том, где расположен мой джаз-клуб на Таганке, потому что мы с оркестром выступаем там каждый понедельник, если не на гастролях. Некоторые рестораны находятся вблизи моего дома, поэтому иногда удобно там завтракать, например в ресторане «Vаниль». Мне нравится мясной ресторан, который называется «Воронеж». Часто, когда мы играем в Консерватории или когда нужно назначить встречу в каком-нибудь доступном месте, выбираю «Кофеманию», их несколько, но мне больше всего нравится на Малой Никитской. Мне нравится рыбный ресторан «Пескаторе», японский ресторан Fumisawa. В них не так часто хожу, это достаточно дорогие рестораны, но еда, подача и обслуживание в них замечательные.
Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Все время собираюсь в Третьяковскую галерею, давно там не был!
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Москвичи чуть более самоуверенные, гораздо жестче, потому что приходится все время толкаться локтями в прямом и переносном смысле. Очень много москвичей являются бывшими приезжими, которые прибыли когда-то покорять столицу, и те, кто остался, конечно, приняли особые черты характера. Но, с другой стороны, они, в общем-то, люди добрые. Квартирный вопрос испортил их, как говорил классик Михаил Булгаков.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Мне нравится то, что город стал более ухоженным, стильным и красивым. Мне кажется, Москва стала лучше. Исчезли висячие перетяжки с улиц и разномастная реклама. Преображаются фасады домов. Такое ощущение, что в Москве стало больше чистого воздуха. Конечно, Москва — это столица, большой урбанистический город, где постоянно растет число автомобилей и людей, но она не становится совсем «удушенной».
Появляются новые концертные залы, арт-кластеры, скверы и парки. Тот же парк «Зарядье». Очень преобразился всеми любимый Парк культуры им. Горького — красивый, чистый, без всяких торговых, неприятных и неприличных точек. На территориях бесхозных промышленных построек появляются новые культурные кластеры и арт-пространства — интересные творческие места, где есть и рестораны, и клубы, и творческие студии, галереи, музеи. Мне кажется, работа идет в правильном направлении. Появился «Сити», который теперь есть в каждом мегаполисе. Москва — современный город со всеми новациями, высокоразвитой инфраструктурой и интересными атрибутами, наш город находится на уровне с любой мировой столицей.
Хочу изменить в Москве…
Да у меня, честно говоря, нет никаких пожеланий. Нужно продолжать работать в заданном направлении. Мне кажется, тот вектор, который выбран — он правильный. Единственное, конечно, я думаю, нам всем стоит больше пользоваться общественным транспортом для того, чтобы машин на дорогах было меньше. С одной стороны, это плохо для автомобильной промышленности. С другой стороны, действительно машин в городе становится все больше и больше, что во многом затрудняет нашу жизнь.
Можно, конечно, предложить, чтобы в Москве появились дома на воде, как в Портленде, где я был недавно. Но этот вариант не такой простой. Или, например, жилые баржи, как в Париже. У нас, при таком количестве воды, можно было бы ее для этого использовать, но, с другой стороны, это может сильно загрязнить реку.
Вообще я пока каких-то особых вещей даже не могу придумать.
Мне не хватает в Москве…
Джазового центра.
Можно сделать еще несколько концертных залов, которые рассчитаны не только на академическую музыку, но и на джазовую музыку, на рок-музыку. Мне кажется, их надо бы добавить.
Если не Москва, то…
Если Россия, то Санкт-Петербург. А если не Россия, тогда все равно.
В Москве меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…
Я чаще всего бываю у себя на репетиционной базе, но это работа. Тогда, наверное, на хоккейной площадке.
В ближайших планах…
Провести мой юбилейный гала-концерт в Кремлевском дворце 27 октября при участии Уинтона Марсалиса, двух биг-бендов: его Jazz at Lincoln Center Orchestra и моего Московского джазового оркестра, а также Ларисы Долиной, Валерия Сюткина, Сергея Мазаева и других музыкантов. 28 октября тем же составом планируем отправиться в Санкт-Петербург и выступить на «Тинькофф Арене».
Еще готовим к выпуску мой новый альбом Only Now: я записал его вместе с известным барабанщиком Антонио Санчесом, который написал саундтрек к оскароносному фильму «Бердмэн». Также в записи приняли участие два российских музыканта: пианист Олег Аккуратов и гитарист Евгений Побожий, и два американских: контрабасисты Эдди Гомес, с которым меня связывает давняя дружба, и Мэтт Брюэр, с которым мы познакомились благодаря Антонио Санчесу.
В долгосрочных планах, конечно, играть концерты, ездить по миру, выступать, писать новые альбомы, заканчивать альбомы, которые уже записаны. Ну и нести радость людям — это основной план.
Фото: из личного архива Игоря Бутмана