search Поиск
Анастасия Барышева

Это мой город: режиссер Николай Лебедев

4 мин. на чтение

О прогулках по «Мосфильму», о том, как написал свою часть сценария «Экипажа», сидя в московских пробках, и о вечере памяти композитора Эдуарда Артемьева в Доме музыки 30 ноября.

Я родился…

В Кишиневе, это был юг на западе огромной страны, столица небольшой и очень светлой республики с чудесным многоязыким и многонациональным населением. Здесь были молдавские дворики, еврейские, украинские, русские — все по большей части смешанные. Помню бульвары с цветущими каштанами, осенние листопады и прекрасный парк под названием «Комсомольское озеро». Сейчас это совсем другой город, другая страна и парк называется по-другому. И прежних двориков и их обитателей уже не найти.

Сейчас я живу…

В Москве. Живу здесь, потому что всегда хотел здесь жить, потому что Москва для меня не только столица страны, но еще и столица нашего кино, а это очень важно. И именно здесь я смог осуществить свою самую заветную мечту — я стал кинорежиссером и продолжаю работать в этой удивительной профессии.

Люблю гулять…

По правде сказать, у меня совершенно нет времени на прогулки, это жаль. Но однажды в поисках натуры для несостоявшегося моего проекта по булгаковскому «Мастеру и Маргарите» вместе с группой забрел в нехоженые мною до этого момента уголки на Чистых прудах и был очарован их уютом. А еще мне очень нравится гулять по Бульварному кольцу. Чудесные места.

Мой любимый район…

«Мосфильм». Это не район, конечно, а киностудия, но для меня — целый мир. Здесь, кстати, я тоже люблю гулять, когда выпадает свободная минута. На «Мосфильме» есть сад, посаженный Александром Довженко, тихие маленькие пруды. На этих аллеях мы снимали сцены в больничном парке для фильма «Легенда №17». А когда в павильонах «Мосфильма» снимался мой «Нюрнберг», я вечерами просиживал на скамейке у пруда, готовясь к новому рабочему дню. Здесь всегда тишина и уют.

Сейчас я снимаю новый фильм, но не на «Мосфильме». Съемочные павильоны находятся за городом, очень далеко от моего жилища, поэтому студия сняла мне квартиру в новостройке рядом со съемочным комплексом. Эта новостройка возникла совсем недавно. Когда здесь же, в «Главкино», несколько лет назад мы снимали «Экипаж», на этом месте был пустырь. Теперь же очень чистые, ухоженные кварталы с благоустроенной инфраструктурой. Я совершенно не ожидал этого и приятно удивлен.

Мой нелюбимый район…

Мне не очень нравится Савеловское направление, я не чувствую себя в своей тарелке. Однако не так давно ездил туда на лекцию и увидел очень даже уютные и симпатичные улицы. Раньше не любил спальные районы, а сейчас вот направлялся куда-то по делам в Марьино, прошелся по внутренним дворам многоэтажек и поразился: милые малоквартирные домики в обустроенных, богатых зеленью дворах, каскады прудов с ажурными мостиками, перекинутыми над водой, выводки утят, клумбы по берегам. Очень красиво. Возможно, наше «нравится — не нравится» лежит в области настроений и жизненных ситуаций, которые влияют на восприятие мира.

В ресторанах…

Бываю, разумеется. Но довольно редко и всегда либо по работе, либо для встреч. Так как сейчас я работаю на проекте «Студии ТриТэ» Никиты Михалкова, а она находится в районе Патриарших прудов, то заглядываю в кафе и ресторанчики вокруг. Мне нравится атмосфера и доброжелательные люди. Иногда хожу в ресторан ЦДЛ, где своя среда и замечательные люди, с которыми очень приятно встречаться.

Место, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…

Сколково.

Главное отличие москвичей от жителей других городов…

Раньше, лет двадцать-двадцать пять назад, я его чувствовал, это отличие. В воздухе были разлиты напряжение и настороженность. Сейчас люди стали доброжелательнее, расслабленнее, улыбчивее, и это очень радует.

В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…

В Нью-Йорке и Берлине я бывал давно, лет двадцать назад, поэтому судить не могу. Что до Лондона и Парижа, то жизнь там останавливается уже к девяти вечера, а в одиннадцать вы уже не сможете просто так заглянуть в магазин, чтобы купить еду после работы. В Москве все иначе, вы можете жить по более свободному графику, и мне это очень импонирует.

В Москве за последнее десятилетие изменилось…

Москва стала уютнее. Это мне очень нравится. Не нравится, когда старинный лик Москвы тюнингуется новоделом. По всему миру пытаются сохранить архитектурное наследие. Скажем, я бродил по улочкам Ричмонда, полностью состоящих из зданий полуторавековой давности, хотя они наверняка и не имеют особого исторического значения. Внутри эти строения переделываются согласно времени, но снаружи содержатся в первоначальном виде. Мне очень хочется, чтобы новые времена не уничтожали историческое лицо города, а усовершенствовали его.

Хочу изменить в Москве…

Хочу, чтобы люди были добрее и доброжелательнее друг к другу, чтобы было больше улыбок и радости.

Мне не хватает в Москве…

Времени. Куда не едешь, всегда нужно потратить минимум полтора часа в один конец, а то и все два с половиной. Но я изобрел собственное ноу-хау: усаживаюсь на заднее сиденье автомобиля, открываю компьютер и успеваю сделать много всего. Скажем, львиную долю своей части сценария «Экипажа» (именно своей части, ибо другие части сочиняли мои замечательные соавторы) я написал именно на заднем сиденье автомобиля.

Если не Москва, то…

Лос-Анджелес. Там всегда тепло и там тоже вовсю снимают кино.

Меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…

В кинотеатрах.

О планах…

Как уже упомянул, сейчас я снимаю для «Студии ТриТэ» Никиты Михалкова новый фильм под рабочим названием «Кракен» — это приключенческая история, современная фантастика.

30 ноября пригласили провести в Доме музыки большой концерт, посвященный памяти Эдуарда Артемьева — выдающегося композитора и замечательно светлого, распахнутого, будто ребенок, доброго и отзывчивого человека, ушедшего из жизни год назад. Мне выпало огромное счастье сотрудничать с ним на картинах «Легенда №17» и «Нюрнберг». Для меня очень дорого провести этот день — а 30 ноября день рождения Артемьева — с его музыкой в компании замечательных исполнителей: оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки, певцов и солистов, сотрудничавших с Эдуардом Николаевичем, с почитателями его таланта.

Фото: Ivanov Sergey/East News

Подписаться: