Анастасия Медвецкая

«Идея уютного ар-деко победила конструктивизм»: на «Винзаводе» открылся Design Act

5 мин. на чтение

На «Винзаводе» сегодня открылся Международный фестиваль дизайна Design Act, главной темой которого стала «Ревизия». «Москвич Mag» посмотрел выставку и поговорил с создателями проекта — идеологом фестиваля и издателем «Москвич Mag» Игорем Шулинским, куратором выставки «Ревизия. История» и директором Московского музея дизайна Александрой Саньковой и куратором выставки «Ревизия. Настоящее» и директором по развитию Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» Еленой Пантелеевой.

Бренд дизайнерской мебели Unika møblar. Полукресло Inge

«Мы стали делать этот проект много лет назад — идея пришла, когда дизайн очень ценился в мировом дискурсе: проходили недели дизайна в Париже, в Хельсинки, — рассказывает о происходящем в Цехе Белого “Винзавода” Игорь Шулинский. — Мы организовали первый подобный фестиваль в России — первые маркеты, где продаются разные вещи (чем теперь не удивить никого), делали мы. Но мы хотели организовать промышленный форум: в результате уперлись в стену — и разошлись своими дорогами, грустные влюбленные в дизайн рыцари. В этом году на нас обратило внимание государство — и мы сделали фестиваль заново. Сегодня обстоятельства будут качать дизайнерам работу, как поджелудочная — у нас получилось организовать то, что хотелось: биржу труда. Но важен и философский аспект Design Act — идея ревизии (что-то отодвинуть, а что-то воплотить), понять стратегическую линию и тактику сегодняшнего дня. Как дальше будет развиваться отечественный дизайн? На что мы опираемся? Какие наши корни? Мы будем равняться исключительно на себя. Русский дизайн был очень мощным и романтичным. К сожалению, пришло время сказать, что так, как хотелось, не работает: дом Наркомфина прекрасен, но люди не хотят покупать в нем квартиры, чтобы жить в общих пространствах. Идея буржуазного уютного ар-деко победила конструктивизм: правое победило левое. Ревизия должна отобрать идеологически интересное у левых, взять удобство у правых и создать новую эстетическую идею дизайна. Дизайн то, какие мы есть. Слово “как” — даже был одноименный журнал».

На первом этаже Цеха гиды набирают группы по пять человек — всем выдаются наушники. Нас заводят в огромный бумажный лабиринт, поделенный на пять секций, не считая комнаты-пролога: «Авангард», «Индустриализация», «Оттепель», «Застой» и «Новая Россия». В каждой комнате играет бодрый исторический клип, рассказывающий о жизни страны в эти годы.

Дизайн-бюро Modeloni. Настольная лампа из карбона Modeloni

Залы заставлены совершенно неожиданными предметами. В «Авангарде», например, не только предвкушаемые плакаты (мой любимый — «Лучших сосок не было и нет. Готов сосать до старых лет»), но и другие работы легендарного ВХУТЕМАСа, основанного по запросу правительства, которое поняло, что новой стране нужны новые художники — это проартикулировал Ленин в 1921 году. Можно встретить и совершенно неожиданный конструктивистский фарфоровый набор — из чашек и чайника, будто вынутых с полотна Кандинского.

Что-то из представленного вспоминаешь из детства: у меня в коридоре, допустим, как и в зале «Застой», до сих пор стоит радиола «Ригонда» (правда, в качестве тумбочки), кстати, на экскурсии подчеркнули, что оформление ее, как и телевизоров, предполагалось такое, чтобы техника вписывалась в интерьер квартиры как некий арт-объект. А на «Радиотехнике», о которой кураторы тоже не забыли, у меня стабильно крутится пластинка Вертинского.

Кресло для отдыха и журнальный столик ВПКТИМ, Шатурский мебельный комбинат, 1970-е. Собрание Московского музея дизайна

Графическая культура оформления обложек грампластинок тоже неотъемлемый элемент большого понятия «дизайн». В деревянном буфете одного из залов можно найти пленительные конверты, где и молодая Ротару, и Кузьмин, и группа «Круиз».

Помимо понятного и родного здесь есть и откровения: например, система умного дома, придуманная, но так и не доведенная до ума в советское время. Или история граненого стакана и неваляшки, которые, казалось бы, были всегда; вряд ли ответишь на вопрос, когда именно возникли. Но во время аудиоэкскурсии узнаешь, что одно — предмет военного времени, а другое — символ расцвета оттепели.

Некоторые вещи массового производства вышли в авангард всей тогдашней жизни: например, в Союзе делали лучшие детские коляски, а для удобного передвижения с маленькими детьми на большие расстояния во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики было придумано «перспективное такси» — будто очень длинная 940-я Volvo с раздвижными дверями, куда прекрасно, не складываясь, заезжала коляска.

Такси ВНИИТЭ-ПТ, ВНИИТЭ, 1964. Собрание Московского музея дизайна

«Я люблю узнавать и рассказывать, как создавалась материальная культура и почему именно через предметный мир мы сохраняем свою идентичность, — рассказывает куратор выставки Александра Санькова. — Я сама дизайнер и искренне люблю дизайн. Понимаю роль дизайна в нашей жизни: как он важен для безопасности, удобства, эстетики и так далее. Хочу передать через нашу выставку эту любовь всем. Думаю, молодежь хорошо знакома с плакатами авангарда, с оформлением московского метро — почти у всех есть до сих пор советские сервизы, стенки, пластинки и проигрыватели. В последнее время стало модно ставить в интерьеры бабушкины кресла и серванты. Так вот, на нашей выставке “История. Ревизия” можно узнать, кто и как проектировал эти вещи. И тогда они приобретут для вас дополнительную ценность».

Логической точкой лабиринта становится зал «Новая Россия» — все стены увешаны верстками популярных кислотных журналов «Ом» и «Птюч», стоят картонные VHS, а в видеоряде не забыты Татьяна Парфенова, Андрей Бартенев, Артемий Лебедев, Сергей Смирнов — все те, кто составляет мир дизайна последних тридцати лет.

Производственное кастом-ателье BOX39. Мотоцикл Fatbox

Перейдя на второй этаж, понимаешь, что вся выставка внизу, казавшаяся полноценной историей, на самом деле длинное предисловие к тому, что происходит выше — к программе «Ревизия. Настоящее»: тут и стенды с микрофонами, и выставка сапов, и футуристичная мебель. Куратор этажа Елена Пантелеева рассказывает: «После “Истории” мы видим истоки: какие линии, традиции, формы и смыслы взяли дизайнеры в сегодняшний день и что ими транслируется в будущее. Моей задачей в секции “Ревизия. Настоящее” было показать, что дизайн присутствует во всех видах промышленности и бизнеса; объяснить, что промышленный дизайн помогает нам в медицине, что мы сильны в транспорте — так, на экспозиции показаны примеры уже существующих автозаправок, велосипедов и даже мотоциклов — таких, что ценят на мировом уровне; показать, что у нас сильна оптика и сфера мелких бытовых предметов. Такого рода проекты, как Design Act, очень ценны: люди плохо понимают, что такое промышленный дизайн, поэтому хотелось показать линейку студий, кто есть кто — хотелось продемонстрировать уровень креатива дизайнерской мысли страны, обратить внимание, что даже когда мы заходим в ванную и видим душ, то он взялся не из ниоткуда — его создала дизайн-студия “Форма” из Санкт-Петербурга. А за такую, казалось бы, мелкую вещь — крючок для полотенец — они получили престижнейший мировой приз Good Design Awards и улучшили качество нашей жизни».

А подумать, какой будет жизнь (транспорт, технологии, сам город) еще через тридцать лет, предложили конкурсантам, чьи работы составляют секцию «Ревизия. Будущее».

Фестиваль продлится до 13 ноября.

Фото наверху: самовар электрический «Cпутник», Суксунский завод металлоизделий, 1976. Собрание Московского музея дизайна; Неваляшка. 1980-е. Тамбовский пороховой завод. Собрание Московского музея дизайна/предоставлено пресс-службой фестиваля Design Act

Подписаться: