Паучий случай: почему за «ЧВК Рёдан» гоняется полиция постсоветских стран
Запрети мне ходить в «рёдане»,
В нем я паук, в нем все меня боятся!
Запрети мне ходить в «рёдане»,
Что ночью, что днем — все меня боятся в нем!
Современный фольклор анимешников
Великая и ужасная «ЧВК Рёдан», которая вдобавок еще и не ЧВК, а массовое молодежное движение, явившись в последние дни февраля как чертик из табакерки, мгновенно захватила ленты новостей сверху донизу, перепугав всех, от глав силовых ведомств до родителей подростков. Ведь это же наша молодежь, и у них черные худи со странным пауком и загадочной цифрой 4, они ходят по торговым центрам и там — о ужас — дерутся! Вдобавок это движение захватило не только самые отдаленные российские города, но и все постсоветское пространство. После того как по стране прокатилась волна массовых задержаний подростков, о таких же облавах стали отчитываться органы внутренних дел Беларуси, а казахстанская полиция заявила о «проведении профилактических мероприятий». Украинская киберполиция заявила о блокировке 18 каналов и групп, которые якобы раскручивали движение «Рёдан». Полицейское управление Киева даже выпустило памятку для родителей, в которой утверждается, что в Москве в результате массовой драки якобы погибли двое подростков, и дается разъяснение, что если кровиночка носит символику паука, длинные волосы и свободную одежду, то ее наверняка поймал в свои сети проклятый «Рёдан».
Разумеется, власти увидели за всем происходящим происки коварного врага, в духе времени — уже без приставки «идеологического». В России обвиняют во всем украинские спецслужбы и американцев, на Украине «батькiв» предупреждают о том, что «проявления данной субкультуры являются результатом российской информационно-психологической операции с целью использовать детей для дестабилизации внутренней ситуации в стране».
После массовых задержаний подростков в торгового-развлекательных центрах администрации школ стали просить своих учеников воздержаться от посещения ТРЦ. Как минимум несколько таких случаев телеграм-канал «Октагон» зарегистрировал в Москве и Московской области. Ну а там, зная отечественные порядки, и до прямого запрета уже недалеко. Как не вспомнить по этому поводу цитату из любимого романа детства «Кондуит и Швамбрания» Кассиля: «Воспрещается посещение воспитанниками театров, кинематографов и прочих увеселительных заведений без особого на то разрешения г. инспектора для каждого раза. Безусловно воспрещается посещение кондитерских, кафе, ресторанов, мест публичного гулянья и т. д.». Все повторяется, как встарь.
Назад к первоисточнику
Hunter × Hunter — это прежде всего манга, то есть серийный комикс Ёсихиро Тогаси, действие которого происходит в мире, довольно похожем на наш, современный, но при этом в нем есть и магия, и волшебные существа. Главными героями и ведущими персонажами манги являются Охотники — группа, которая занимается всем, от поиска магических артефактов до наемных убийств. Каждый Охотник должен обладать Нэн — особым навыком работы со своей аурой, дающим некий набор сверхспособностей.
Сама манга выходит с 1998 года, на данный момент опубликовано уже более 37 томов и 400 выпусков. Кроме того, существуют две аниме-адаптации — 62-серийная версия 1999 года и вторая, сделанная для канала Nippon Television и выходившая с 2011 по 2014 год. Были выпущены также две полнометражные версии.
Конкретно «Геней Рёдан», что дословно переводится с японского как «Бригада Фантомов» или же «Труппа Теней», появляются в 45–70-м эпизодах экранизации 1999 года и в 37–58-й сериях версии 2011-го. Это преступное сообщество, противостоящее Охотникам и основанное на своих внутренних «масонских» ритуалах и символике, часть которой носит отчетливо антихристианскую направленность. Так, членов «Рёдан» может быть только 13 в соответствии с числом Христа и его апостолов, и каждый из них обязан носить татуировку в виде паука со своим номером. Паука №0 — основателя организации — зовут Куроро Люцифер, он носит плащ с перевернутым крестом на спине. Однако было бы ошибкой видеть в символике «Геней Рёдан» исключительно сатанинские мотивы, поскольку перевернутый крест не только символ антихристианства, но и святого Петра, который пожелал быть распятым таким образом, дабы не быть уподобленным Христу. А имя Люцифер стало ассоциироваться с Сатаной лишь во времена Высокого Средневековья в результате ошибочной трактовки одного из стихов Книги Исайи, а до того оно употреблялось в изначальном значении «несущий свет» или «утренняя звезда». В раннехристианских гимнах термином «люцифер» обозначали самого Христа, кроме того, в хрониках встречается немало епископов с таким именем или титулом, данным в знак уважения.
В образах «Геней Рёдан» из манги и ее аниме-адаптаций повсюду отражена эта двойственность. Все они преступники, которым свойственна почти сатанинская гордыня, но при этом принципиальные бессребреники, строго соблюдающие почти все библейские заповеди за исключением разве что «не убий» и «не укради». Паук, их символ — это тоже отсылка к Библии, где в 8-й главе Книги Иова говорится: «Таковы пути всех, забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет; упование его подсечено, и уверенность его — дом паука. Обопрется о дом свой и не устоит; ухватится за него и не удержится». Кстати, в символике русской уголовной татуировки паук, ползущий вверх по телу, означает «воровал и буду воровать», а паук, ползущий вниз, напротив, говорит «я завязал», хотя навряд ли Ёсихиро Тогаси и знал о таком значении.
«“Рёдан” не совсем злодеи, скорее антигерои, выполняющие роль карателей в рамках некоего собственного понимания справедливости, — поясняет экологический активист и знаток аниме Дмитрий Морозов. — Но главное то, что они обладают устойчивой визуальной символикой, тем, что подростки называют “клантег”».
В манге и аниме-адаптации паука с четверкой носит весьма любопытный персонаж — Хисока, чье имя обозначает «мутный» или «непрозрачный». Эгоист и социопат, отдаленно похожий на молодого Джокера, он внедрился в «Геней Рёдан», чтобы однажды победить в бою самого Куроро Люцифера. К слову, цифра 4 в японской нумерологии считается символом смерти и несчастья, аналогичным нашему 13. Именно четверка и изображена на худи участников движения «Рёдан». «Как движение “Рёдан” является частью более широкой подростковой субкультуры Dead Inside, — рассказывает Дмитрий Морозов. — Несмотря на угрожающее название, речь идет лишь о любителях аниме и фанатах “Доты” (популярной многопользовательской стратегии в реальном времени с элементами RPG на движке Warcraft III), красящих волосы в черный цвет и одетых в стиле, напоминающем одновременно и эмо, и поклонников хип-хопа — в худи и широкие штаны. То есть это такая современная реинкарнация эмо, но без суицидальных наклонностей и с хип-хопом в качестве образующего музыкального жанра вместо эмокора.
Конкретно “Рёдан” появились в 2020 году после того, как группа “ВКонтакте” “Хикикомори кай”, занимавшаяся созданием и распространением мерча по мотивам аниме, выпустила коллекцию вещей с этим паучком. И, скорее всего, вдохновлялись при этом не какой-то идеей, стоящей за персонажами из аниме, а самим визуалом, картинкой с пауком. Перенести его на одежду было очень выигрышным решением именно с точки зрения мерчандайзинга. То есть дело не в аниме, аниме привнесло в эту историю только паука с четверкой».
Откуда взялось ЧВК?
Конфликт между анимешниками и группой ребят в спортивной одежде, в результате которого появилось знаменитое видео с дракой в московском ТЦ «Авиапарк», случился 22 февраля 2023-го. Правда, насчет того, что именно там произошло, существуют разные версии.
«Несколько подростков из “Поколения Рёдан” — тогда это движение называлось именно так — сидели на фудкорте, — рассказывает Морозов. — К ним подошли гоповатые ребята лет восемнадцати и стали требовать у них стулья. “Рёданы” сказали, что ничего им не дадут, те начали в ответ проявлять агрессию. С этого момента, собственно, и начинается съемка. Охранник пошел их разводить. В итоге к одному из ребят с пауком на одежде подошел парень в синем спортивном костюме и ударил его. В ответ его товарищи заступились и вместе напали на этого спортика, началась потасовка, в ходе которой анимешники с пауками дали отпор, а гоповатые убежали. Это видео выложили в группах “Рёдана”, после чего парень с ником “Али Рёданов” назвал один из каналов, который он создал, “ЧВК Рёдан”, как бы в шутку. Все это превратилось в своего рода мем, дальше пошли заявления типа “мы — военизированная группа, которая готова защищать неформалов по всей стране”. То есть за всю первую волну хайпа ответствен этот самый Али Рёданов, причем в своих заявлениях он специально писал, что “мы против насилия, но мы не хотим больше терпеть”. Весь этот сюр вместе с мемами и видео мгновенно разлетелся по стране — ну как же, анимешники, челкари, дали отпор гопникам! А в понедельник 27 февраля все это попало в медиа, журналисты увидели слова “ЧВК” и какие-то призывы и запустили тему “Радикальная организация молодежи призывает к войне субкультур”».
Несколько иначе эта история изложена в тексте, опубликованном группой «Не Рёдан» — это как бы тоже «Рёдан», но за мир, и на пауке у них нарисована цифра 11 (в аниме этот номер носит Увогин — бесхитростный гигант ростом 2,5 метра) вместо зловещей четверки:
«Группа “Рёдан” из беседы “Нефор пати” собралась 18 февраля в ТЦ, к слову, они общались только в интернете в основном. Да-да, речь идет о тех самых знаменитых людях, которые делали вместе фото, распространившееся по всему интернету. И вот после сделанных фотографий все друзья пошли кушать во “Вкусно — и точка”. Напротив них сидела другая компания, они были под опьянением алкоголем, но выделялись больше всего Мигель и Анатолий. Со слов очевидцев, а также участников драки мы узнали, из-за чего все произошло, а произошло все из-за того, что ребята не поделили СТУЛ. Да-да, именно стул. Один из “пауков” заметил, что Мигель пьяный, и стал стебаться над ним и делать провокацию словами “А что, не можешь меня ударить?” и снимать это на камеру, после чего Анатолий увидел, что некий нефор стал издеваться над Мигелем, и решил постоять за друга и ударить того, кто снимал. Другие ребята сразу же напали на Анатолия, так как конфликт происходил между двумя участниками разных компаний, и туда влетел третий. Ребята посчитали, что если бы их товарищ дрался один против двоих, то было бы нечестно, потому они и решили влететь все вместе…
А теперь раскроем тайну: “пауки” не считали себя “Рёданом”, “Рёдан” взялся из воздуха, так же как и ЧВК, то есть это была обычная драка, но выделилась она только внешностью ребят… Ребята просекли всю эту тему, а главное, что драка смахивала на прикол, так как там никто не пострадал, они так же по рофлу решили назвать себя ЧВК, а “Рёдан” взять у людей, которые придумали это название из воздуха. Вот так и появилось название “ЧВК Рёдан”.
После чего ребята стали очень много пиарить себя и хайпить на этой драке, а также писать провокационные и юмористические комментарии по типу “дали… спортсменам в адидасе”. Но шутка, к сожалению, зашла слишком далеко. А все ради чего? Ради популярности». (Орфография и стилистика приведенного отрывка частично исправлены ради удобства чтения. — «Москвич Mag».)
В любом случае банальная драка в ТЦ так бы и осталась банальной дракой в ТЦ, но видео завирусилось. Под каждой публикацией ролика стали появляться гневные комментарии с обеих сторон. Многократно до этого битые офниками и спортиками анимешники бурно радовались и обещали повторить, а их оппоненты, разозленные столь грубым нарушением привычного им порядка вещей, угрожали переловить всех участников драки в «Авиапарке». В какой-то момент, по ряду свидетельств, в комментариях начал появляться и «основатель “Рёдана”» (Джузо Сузуя, он же, предположительно, Сеня Алмутов, его ник взят из другого аниме — «Токийский гуль»), оставляя реплики вроде «Смерть лысым… [дебилам] в адиках». Все это спровоцировало появление множества новых видеороликов уже в жанре ответки «Рёдану», в которых группа офников или иной гопоты отлавливала и избивала очередного подростка в анимешном мерче или ставила его на колени и заставляла извиняться.
«“Основатель” этого движения присутствует как в группе “Хикикомори кай”, так и в другой группе — “Труппа теней”, — рассказывает Дмитрий Морозов. — Раньше она называлась “Поколение Рёдан”, но недавно ее переименовали. Через них он ведет диалог со своей аудиторией, в частности, там он написал свое объяснение происходящего, которое сейчас распространяется по соцсетям. Думаю, что он не имеет отношения ко всей этой агрессивной атмосфере, которая сложилась вокруг данной субкультуры, он жертва обстоятельств и сейчас пытается как-то умиротворить ситуацию, но делает только хуже».
Сам по себе сценарий конфликта неформалов с группировками, организованными вокруг утрированной нормальности и насилия, дело совершенно обыкновенное, и воспроизводится он в каждом втором поколении. Любера против хиппи и панков в 1980-х, гопники и скинхеды против всех перечисленных, а также рэперов в 1990-х, они же, плюс футбольные фанаты, против эмо и готов в 2000-х — все это уже было, но практически никогда не становилось темой дня в СМИ, оставаясь привычным фоном городской жизни. Возможно, дело еще и в том, что массовые сборища неформалов как явление уже кажутся отошедшими в прошлое, мол, все давно потерялись в соцсетях, а не сидят на площадях и парапетах.
«Когда я учился в школе, то посещал толкинистскую тусовку — знаменитый “Эгладор” в Нескучном саду, — вспоминает публицист и видеоблогер Михаил Пожарский. — И там тоже все время происходили такие истории, местные гонялись за нефорами в занавесках. В 90% случаев те просто разбегались, но были и очень немногочисленные группы, которые оставались и давали отпор. Здесь, я думаю, было то же самое — как правило, эти анимешники сами являются жертвами, но произошел один-единственный случай, из-за которого все возбудились. Разница в том, что если в доисторические времена информация об этом распространялась через газеты, а в 1990-х и 2000-х она шла через форумы в крайне немногочисленном Рунете, то сейчас у нас есть группы и каналы, где любой контент распространяется мгновенно.
Механизм моральной паники работает следующим образом: пресса находит некое узкое и маргинальное, но потенциально сенсационное явление и начинает о нем писать. Благодаря этому явление некоторое время пылает ярким факелом, а потом постепенно затухает, потому что все начинают о нем забывать. Важно то, что в процессе нагнетания хайпа пресса по сути сама порождает и усиливает это явление. Вся эта история с “Рёданом” выглядит как классическая моральная паника из палаты мер и весов.
Я абсолютно уверен в том, что до недавних пор “ЧВК Рёдан” существовала исключительно в виде внутренней субкультурной шутки. Но как только вокруг этой истории раздули хайп, анимешники узнали, что они теперь не просто так, а “Рёдан”, а их противники узнали, что у них, оказывается, идет война».
В том, что вся шумиха вокруг «ЧВК Рёдан» раскручивается по сценарию классической моральной паники, уверен и Дмитрий Морозов. «Я просмотрел много фото и видео задержаний из России, с Украины, из белорусского Гомеля, — говорит он. — Там ребят, принадлежавших не то что к “Рёдану”, а просто к аниме-субкультуре, не было вообще, одни сплошные офники. То есть ситуация выглядит так: кто-то от имени “Рёдана” написал в городском телеграм-канале: “Наша сходка будет сегодня в два часа в торговом центре “Сигма”. Туда приходят по 100–150 человек офников и начинают отлавливать всех, у кого крашеные волосы и челки, начинают их мутузить и над ними издеваться, снимают все это на видео. Параллельно залетают омоновцы, которые хватают всех, кто похож на анимешника, а потом и вообще всех, кто туда пришел. Потом они отчитываются: нами пресечена сходка “Рёдана”, задержано столько-то человек. Это видят журналисты, пишут заголовок “Задержано 400 подростков из “Рёдана” и лепят фотографию или видео из автозака. Я посмотрел одно такое видео, там сидели сплошные офники! Украинские СМИ выложили фото с задержанными “рёдановцами” — а там стоят парни в спортивной одежде.
А теперь хайп вокруг “Рёдана” начал подпитывать сам себя. Медиа публикуют фотографии с набитыми автозаками. Естественно, всем кажется, что “Рёдан” — это какая-то супермассовая, экстремистская и так далее организация. Ведь кто-то же сидит в этих автозаках, кто-то же устраивает драки по всей стране, ведь до “Рёдана” этого всего не было? Что касается распространения этой движухи на соседние страны, то я не нашел ни единого заявления от самих “рёдановцев” о том, что у них имелись какие-то филиалы на Украине или в Беларуси. Думаю, проблема в том, что это как раз офники взбесились по всему постсоветскому пространству аж до Польши. Они увидели образ врага, поняли, что государство дает им карт-бланш на насилие, ну и получили долгожданный императив для массовых драк в торговых центрах».
Наркоманы, фашисты, шпана!
Сразу же после того, как разразилась шумиха в медиа, «Рёдану» начали приписывать радикальный национализм. Поводом для этого послужил ряд резких высказываний в адрес кавказцев в близких к анимешной субкультуре пабликах. У самих анимешников на подобные обвинения имеется заранее заготовленный универсальный ответ, мол, мы смотрим азиатские мультики, о каком национализме может идти речь? Однако, как всегда, «все не так однозначно».
«Чтобы анимешники начали переть на кавказцев — ну что за бред? — уверен Дмитрий Морозов. — При этом среди кавказцев имеются представители агрессивно-патриархальных течений, которым не нравятся “п*дорки”, то есть субкультурно одетые феминного вида мужчины, проще говоря, любой мальчик, который, по их понятиям, выглядит как девочка. И с такими, конечно, могут быть конфликты, если они проявляют агрессию. Но никакого национализма, никакой ненависти к кавказцам у анимешников быть не может, эта культура же пришла из Азии».
Но сближение аниме-тусовки с национализмом, а точнее, апроприация отдельных элементов аниме-культуры новым поколением ультраправых в мире соцсетей и пабликов давно не новость. К примеру, существующее с начала 2010-х годов в виде группы «ВКонтакте» и канала на YouTube сообщество Plum вовсю использует мемы с картинками из аниме в сочетании с правой риторикой. Мемами и стикерами из аниме пользуется и объявленное в России экстремистской организацией «Мужское государство», и его лидер Владислав Поздняков. В одежде с аниме-принтами неоднократно щеголял ныне покойный Егор Просвирнин, их же можно заметить и на некоторых посетителях небезызвестного книжного магазина «Листва» в Санкт-Петербурге.
«На чем основано обвинение в национализме конкретно “Рёдана” — мне совершенно непонятно. Скорее всего, это очередной высосанный из пальца миф, — говорит Михаил Пожарский. — Логики здесь особой нет. В нашей стране есть два классических обвинения, которые навешиваются практически на любую субкультуру — это “сатанисты” и “фашисты”. Потому что у нас есть две духовные скрепы — православие и Великая Победа. И если кто-то выбивается из общепринятых критериев, то он оказывается либо сатанистом, либо фашистом, либо и тем и другим, и такие ярлыки лепятся буквально на пустом месте».
Однако если нырнуть в анимешные паблики еще глубже, то можно прийти к куда более мрачным выводам — российское аниме-сообщество давно уже пропитывается национализмом снизу.
«Вообще Ёсихиро Тогаси, сознательно или нет, создал антифашистскую и антинацистскую мангу, — напоминает поэт и поклонник аниме Леонид Георгиевский. — Но почему тогда наши “рёданы” из реального мира выбрали себе именно паучий мерч и цифру 4? В “Охотнике” “Рёдан” проиграли, получив тумаков от хороших парней, а Хисока — это циничный носитель так называемой серой морали. Нет, мне лично понятна симпатия к нему подростков — так хочется ощутить себя “плохим”, когда училка весь урок голосит о “добре и свете”, а батя бубнит, что если засечет тебя с сигаретой, то ты получишь ремня.
И все-таки проявлений национализма и даже фашизма в российском аниме-сообществе хватает. На сайтах вроде Shikimori и в аниме-пабликах “ВКонтакте” можно столкнуться с проявлениями расизма и кавказофобии, многие такие ресурсы переполнены оскорблениями в адрес “чурок”, “негров” и даже китайцев. Бесполезно говорить местному племени молодому, незнакомому, что вообще-то они пишут все это на сайте с японскими, а не русскими мультфильмами, и если что-то не устраивает, то чемодан, вокзал и былина про Змея Горыныча. Они в ответ станут кричать, что “японцы не черные, они белые, белее некоторых славян”. Отсюда же ненависть многих из них к аутентичным проявлениям восточных культур: “Не выношу тайтлы с дурацкими ракуго, сямисэнами и мико, подавайте фэнтези про эльфов и кошкодевочек”. Но японские корпорации плевать хотели на требования неплатежеспособных гайдзинов.
Часто встречаются гомофобия, трансфобия и мизогиния, причем в сочетании со своеобразными попытками усидеть на двух стульях. Злобный ор пацанов и взрослых мужчин при виде яойного сериала с красивыми мужскими персонажами и сюсюканье при виде юри с неправдоподобными “лесбияночками”. Немалое количество анимешников поддерживает Путина и СВО, а некоторые даже прицепили к своим никам на Shikimori букву Z. При том что любая “политота” на этом сайте запрещена, жаловаться администрации на них бесполезно.
Возможно, вместо обычной тусовки вокруг модного в узких кругах лейбла вскоре появится очередная русская националистическая субкультура, и через пару лет неофиты даже не вспомнят, откуда что пошло. Хотя, конечно, очень хочется верить в то, что этот прогноз не сбудется. Ну или популисты просто используют “Рёдан” как повод запретить в России аниме, а затем и многие другие подростковые развлечения, чтобы у школьников стало как можно меньше альтернатив военно-патриотическим игрищам».
Я не знаю, зачем и кому это нужно
По поводу «Рёдана» сразу же появились всевозможные конспирологические версии, от «иностранного влияния с целью дестабилизации обстановки в России» до заговора силовых ведомств ради укрепления власти и усиления собственного влияния. По крайней мере нечто в этом духе изложил в своем телеграм-канале политолог Михаил Виноградов:
«Облавы на подростков из субкультур в торговых центрах миллионников — редкий по нынешним временам пример целостной стратегии, позволяющей:
1) Невротизировать очередными “синими китами” и креативом правоохранителей семьи подростков, зачем-то расслабившиеся после окончания первой волны.
2) Отрезать пути во внутреннюю эмиграцию в субкультуры самим подросткам. Казалось бы, субкультуры, футбольное фанатство, интернет и прочие ЛГБТ убеждали их, что есть вещи поважнее и поинтереснее странной “взрослой” повестки. Но не судьба.
3) Пошатать тревожность в мегаполисах, а то они почему-то слишком спокойны. Ударив в самую болезненную точку — торговые центры, главный центр притяжения, символ и скрепу стабильности нулевых и десятых.
4) Показать занятость и востребованность правоохранителей на внутреннем фронте как более важном направлении в сравнении с второстепенными внешними фронтами.
5) Еще раз убедить десижнмейкеров в пропасти между собственным поколением и подростками и молодежью, остающимися чуждой и потенциально сверхнелояльной аудиторией. Которая занята чем угодно непонятным и потенциально явно опасным, лишь бы уклониться от разговоров о важном и прочих традиционных ценностей.
Одним выстрелом — и столько зайцев сразу».
«Вряд ли кто-то целенаправленно конструирует моральную панику со стороны государства, — сомневается Михаил Пожарский. — Это все же стихийное явление. Но у индивидуальных агентов, в том числе у имеющих отношение к государству, может быть личный интерес в том, чтобы ее разгонять. К примеру, очевидна заинтересованность всевозможных “моральных предпринимателей” вроде Екатерины Мизулиной — они делают себе на этом символический капитал, показывают свою полезность для системы и укрепляют свое положение. Вылезают в нужный момент и говорят: “Появилась угроза — давайте запретим аниме”. Кстати, существует фейковый телеграм-канал от имени Мизулиной, где все время публикуются безумные призывы что-то такое запретить, в то время как настоящая Мизулина тоже все время предлагает что-нибудь запретить, но при этом ведет себя все же поскромнее и поадекватнее. Но поскольку от нее никто ничего хорошего не ждет, то цитаты из этого фейкового канала все время расходятся как настоящие.
Разумеется, своя мотивация есть и у правоохранительных органов. Даже в обычное спокойное время любой бюрократической структуре нужно постоянно демонстрировать свою полезность, чтобы расширять штаты и раздувать бюджет, а сегодня ситуация осложняется еще и тем, что полиция и ОМОН — это куча здоровых мужиков с категорией “А” в военном билете. А значит, надо показать, что они пока что востребованы здесь, что еще остались внутренние враги. А врагов-то, как назло, становится все меньше. И тут выясняется, что не всех, что еще есть какие-то ужасные подростковые субкультуры, к тому же явно инспирированные из-за границы и вдохновленные японскими мультиками. А Япония теперь у нас тоже недружественная страна, ну и так далее».
Впрочем, отдельные представители власти в лице депутата от ЛДПР Станислава Наумова и единоросса Артема Метелева высказали желание хоть в чем-то разобраться и пригласить представителей «Рёдана» и лично Джузо Сузуя в здание Госдумы на Охотном Ряду для беседы. Но в риторике большинства депутатов и других представителей власти все равно превалируют термины вроде «взять ситуацию под контроль», «запретить» и «провести проверку на экстремизм», а точку зрения о том, что массовое увлечение подростков аниме — это результат деятельности иностранных разведок, можно считать уже вполне официальной.
«Для государственных СМИ, чиновников и полиции, для всего условного мира взрослого официоза “Рёдан” — это субкультура типа “Бойцовского клуба”, — уверен Дмитрий Морозов. — Для них символ паука — это уже нечто семантически связанное с нацизмом, а “Рёдан” — это школьники, которые дерутся между собой. А аниме в их глазах просто контекст для появления “негативных явлений в молодежной среде”, то есть пресловутых “синих китов”, “тетрадей смерти”, всего деструктивного и суицидального, детского насилия и саморазрушения. Не разобравшись в вопросе, взрослый официальный мир заявляет врагам анимешников — офникам и гопникам: “Ребята, ау, тут анимешники объявили вам войну. И, кстати, мы их тоже ненавидим, мы их тоже преследуем, а еще они все бандеровцы и иностранные агенты. Вы можете их ловить, избивать и ставить на колени — вперед, это благое дело!” Из-за этого мы сейчас имеем настоящие взрывы насилия в торговых центрах, в школах и прочих общественных местах по всей стране. Но это все сделали взрослые. Это взрослые сами создали “ЧВК Рёдан” и сами программируют все эти массовые драки.
А молодые анимешники в это время прячутся по домам и ощущают себя затравленными животными. Если у тебя челка и аниме-принт на одежде, то ты понимаешь, что на тебя прямо сейчас ведут охоту агрессивные кавказцы, ультраправые, офники и прочая гопота, полиция, ОМОН, родители, учителя, журналисты, депутаты, то есть весь мир против тебя. Надев кофту с анимешной картинкой, ты становишься public enemy, один против целого мира. А ведь субкультура аниме — это лицо сегодняшней молодежи, это практически ее мейнстрим. И сейчас взрослые, сами того не понимая, объявили всей молодежи войну и дали зеленый свет насилию».
Фото: vk.com/redan_official