«Петербургским отелям повезло — у них есть москвичи» — отельер Юнис Теймурханлы
Юнис Теймурханлы — один из самых необычных жителей Санкт-Петербурга. Он превратил жилой дом XIX века на улице Марата в пятизвездочный отель «Гельвеция», написал о нем четыре уморительные книжки, по которым сняли телесериал, и продолжает ежедневно встречать гостей, среди которых постоянно мелькают знаменитости.
Вы ведь родились не в Петербурге…
Я родился в Москве, но прожил там очень непродолжительное время. Потом мы уехали в Баку, это моя малая родина, я там вырос. А дальше уехал учиться в Петербург — у меня диплом факультета востоковедения и экономическое образование. Вот тогда, в начале 1990-х, я встретил свою коллегу и бизнес-партнера, с которой мы начали небольшой бизнес по приему и размещению иностранных туристов. Так мы попали в этот дом на улице Марата, здесь был наш первый офис, который сейчас стал нашим представительским люксом. Вот так на всю жизнь я остался в этом доме. У меня за 30 лет одна запись в трудовой книжке — отель «Гельвеция».
Мы начинали с одной квартиры, с трех, с пяти, сдавая их в краткосрочную аренду, постепенно покупая и расселяя дом. Это заняло у нас 17 непростых хлопотных лет. Сначала мы считали, что это может быть один стояк, один подъезд, а потом к нам стали приходить соседи, квартиры стали появляться в разных частях дома, и постепенно оба здания стали нашими.
В 2003 году мы стали апарт-отелем, но довольно быстро поняли, что его экономика нам не интересна. Гостям не нужна вся квартира, они пользуются только спальней, а мы все время теряем полезную площадь, которую тоже можем сдавать. И лет через пять начали дрейфовать в сторону классического отеля. В 2018–2019 годах мы провели третью реконструкцию отеля, получили пять звезд. В этом году отмечаем наше 20-летие. Любопытно, что к нам до сих пор приезжают наши первые гости, они иногда вспоминают какие-то интересные моменты, которые мы уже забыли.
Много ли к вам приезжает москвичей и что их отличает от других гостей?
Мы всегда любили отечественную публику, но до 2019 года россияне составляли не больше 50% наших постояльцев. С 2019-го мы практически забыли, что такое иностранцы. Сейчас 85–90% нашей аудитории составляет Московский регион. Москвичи ни на кого не похожи. Они очень мобильная и платежеспособная публика. По сравнению с петербуржцами очень общительная, легкая на подъем, предпочитает путешествовать группами, компаниями друзей. Москвичи любят Петербург, потому что это, в общем-то, та самая Европа в России, и если есть какая-то потребность уехать недалеко, недорого, удобно, на уикенд, то это Петербург.
По сути Москва и Питер — это уже одна большая агломерация. Будем откровенны: Петербург стал классическим городом выходного дня для москвичей, поэтому для нас это стратегически важная аудитория. Я говорю сейчас не только про наш отель, я говорю вообще про отельный рынок Петербурга. Не устаю повторять шутку, что нам, петербургским отельерам, очень повезло, что у нас есть москвичи: у московских отельеров москвичей нет.
Многие москвичи выбирают во время поездок в Петербург частное жилье. Особенно популярны атмосферные квартиры в исторической части, позволяющие максимально прочувствовать дух города. Ощущаете ли вы давление со стороны этого сегмента жилья?
Конечно, нет. Это знаете, как самолет и поезд. У нас абсолютно разная аудитория, хотя, конечно, пересечения возможны. Каждый из нас может быть потребителем и посуточного жилья, и отелей. Посуточное жилье делает акцент на площадь, размер пространства. Гостиничный номер может быть существенно меньше, но большую часть его стоимости составляет сервисная основа. Очень много категорий гостей выбирают отель именно из-за этого: деловые люди, семейные пары, приезжающие на пару суток, на романтик или на какие-то премьеры — они предпочитают отельный сервис необходимости заправить условную кровать.
Конкурируем мы друг с другом — я имею в виду отели. Сейчас вообще в мире конкуренция отелей ведется уже не за инфраструктуру. На любой «золотой унитаз», на любой самый лучший номер завтра будет номер еще круче и лучше. Мы все конкурируем атмосферой, сервисом, чем-то необычным. Вот эти фишки работают гораздо лучше, чем какой-нибудь качественный отель с холодным сервисом, без атмосферы, традиций и ярких людей. Сервис сейчас, я бы сказал, в большинстве случаев побеждает инфраструктуру.
Что отличает «Гельвецию» от других отелей?
Мы живем в концепции семейного европейского дома, где вы лично знаете хозяина. Такие отели наши соотечественники видели и полюбили в Европе: дом с хозяином, который сам построил свое детище и управляет им, каждый день встречает гостей, здоровается и общается с ними, знает постоянных гостей в лицо и по имени — такая концепция особо любима россиянами. У нас таких примеров в России, я бы сказал, ну очень мало, цифра стремится практически к нулю, если говорить об отелях размеров и класса «Гельвеции». И это ставит нас немного особняком на рынке, это очень сильное наше конкурентное преимущество. В России в отличие от Европы до недавнего времени среди значимых игроков преобладали гостиничные сети, и единичный отель высокого класса с владельцем у руля всегда вызывает у гостей восторг.
Очень большим преимуществом «Гельвеции» стали два сильных круглосуточных ресторана. Наш рум-сервис — это два полноценных меню 24 часа в сутки. Хочешь — ешь пельмени и щи-борщи в 4 утра, хочешь — авторскую кухню, хочешь — в номере, хочешь — в ресторане. Это очень большой плюс для артистов, знаменитостей и других гостей, ведущих ночной образ жизни.
Мы даем премиальную домашнюю атмосферу, на эту иглу мгновенно подсаживаются. И хотя база постоянных гостей у нас гигантская, она практически не меняется. Мы по сути идем в сторону отеля-клуба, некоего сообщества с ограниченным контингентом постоянных гостей. Ну и я, как владелец у руля, являюсь серьезной фишкой отеля, неотъемлемой частью атмосферы, душой этого места, значимым конкурентным преимуществом: со мной знакомятся, охотно берут телефоны, со мной дружат, а номер телефона владельца отеля — это конкурентное преимущество: достал трубку и позвонил хозяину.
Это не утомительно?
Ну я считаю, что для меня это дело жизни. Я вообще часто говорю, что не работал ни одного дня, просто 30 лет выстраиваю мир вокруг себя без выгорания и усталости. Гости меня видят, общаются, фотографируются, задают вопросы, я встречаю большую их часть, но у меня есть замечательная команда, больше 200 человек, которые помогают «Гельвеции» быть такой, какой я ее придумал. Команда отеля — второй по важности актив после самого здания. Я собирал ее десятилетиями, очень ею горжусь, сильно ее люблю, считаю, что это лучшая команда на свете. Я искренне так говорю, не кокетничаю. Мы настоящая корпоративная семья, со мной ряд топ-менеджеров, которые не менялись вообще ни разу с основания отеля, с 2003 года, среднее звено у нас тоже очень стабильное.
Что мы потеряли с уходом больших международных гостиничных сетей из России?
Рухнули корпоративная культура и программы лояльности. Стандарты остались, локальный менеджмент их перенял, вопрос, соблюдаются ли они. Исчезла отельная культура, всяким тимбилдингам, фамтрипам и инспекциям нас научили именно западные сети. Через персонал они влияли на сервис, на качество услуги. Впрочем, на смену ушедшим могут прийти передовые управляющие компании из дружественных стран, где много хороших, качественных «сеток» с глобальной дистрибуцией.
Главный удар — отсутствие программ лояльности. Многие гости годами собирали себе мили, баллы, бонусы, иногда даже жертвуя качеством пребывания в каких-то конкретных городах и отелях, чтобы пользоваться привилегиями, например во время отпуска с семьей. С исчезновением интересных потребителю программ лояльности фактически все отели оказались в абсолютно одной ситуации: само понятие в прежней его формулировке обнулилось. Кажется, все поставили эту историю на паузу, придумывая для гостей собственные ходы.
Мы на этом прямо собаку съели. Мы очень гостей балуем, тратим большие средства на всевозможные сюрпризы и подарки. Всем женщинам без исключения мы дарим букеты, у многих гостей персональные именные халаты, наволочки с инициалами гостей. У нас больше 400 именных халатов, это производит невероятный эффект. У нас есть традиция дарить каждому гостю угощения в дорогу. Это как напоминание об отеле, я все время говорю, что вы нас вспомните в дороге добрым словом. Я уж не говорю о меню подушек и матрасов! Вместе с историей здания и профессиональным сервисом все это создает в «Гельвеции» особую магию, когда гости становятся теплыми друзьями, а не просто постояльцами.
Для кого-то кризис — это падение, для кого-то — время возможностей, рост.
Именно так. Сложные времена для отелей пришли с началом пандемии. Она была гораздо более мощным ударом для отрасли, чем то, что происходит сейчас. У многих ушел персонал, собственники начали делить активы, и часть отелей пришла в упадок. Но кризисы тем и хороши, что они заставляют развиваться, работать креативнее, убирают с рынка неэффективных игроков, таким образом перераспределяя рынок, отдавая другим освободившиеся возможности. Мы никогда не были сетевыми, а это значит, что мы были и остаемся юркими, быстрыми, нам проще приспособиться под меняющийся рынок, нежели большой структуре.
Мы в пандемию нащупали свой пульс, не были закрыты ни один день, и у нас за исключением двух недель в апреле гости были всегда. Мы превратились фактически в жилой дом, продавали наши услуги местным жителям — нам важно было сохранить команду.
Прошлый год полностью перевел нас на российскую аудиторию. По разным оценкам, сейчас 15–20% платежеспособных россиян ограничены в выезде за границу. Здесь и санкции сказываются, и сложности авиасообщения, и трудности с платежами. Для этой части гостей теперь «Гельвеция» — настоящая Европа. Да, мы потеряли западную аудиторию, но наша российская публика практически вся осталась в стране, и мы не жалуемся на падение спроса.
Чего не хватает нашим отелям?
В первую очередь качества самой услуги, разумного соотношения цены и качества. В связи с уходом иностранных сетей мы, как никогда раньше, испытываем острый дефицит квалифицированных кадров в среднем звене, грамотных управленцев. В отличие от ресторанного бизнеса, работающего в арендованных помещениях, не пошло — закрыл, отели приходят навсегда. Отель не закроешь, ни во что не перестроишь, отель приходит на века. Отели не умирают, они либо продолжают цвести и пахнуть, если в них вкладывать, либо начинают увядать, и такая судьба ждет очень многих.
Кроме того, проблема в инвестициях. Любой отель требует регулярных огромных инвестиций. Вкладывать деньги в персонал, сервис, постоянную реновацию номерного фонда сейчас очень дорого. А деньги на рынке дорогие. Средний отель на 150 номеров стоит примерно 40 млн долларов, у многих инвесторов заемные средства, которые надо обслуживать, а это уже проблематично. Ну а если отель на 200–250 номеров, то без постоянного потока иностранных туристов никак не проживешь. А где их взять? В Россию иностранцы пока будут приезжать лишь маленькими ручейками, массового въездного туризма ожидать пока не стоит.
Возможно, нам помогут китайцы, арабы и иранцы?
Вряд ли это случится быстро. Сейчас пока только решается визовый вопрос, вопрос въезда организованных групп. Еще одна нерешенная вещь — авиасообщение. Мы понимаем, что китайский рынок — это бюджетный массовый сегмент, им важен дешевый транспорт. Третье — платежные системы, не все повезут с собой наличку. Сейчас туроператоры разрабатывают различные варианты электронных платежей, чтобы заменить ушедших международных операторов банковских карт. Ну и главное препятствие — геополитическая нестабильность, военные действия. Это главная страшилка для любого иностранного туриста. Я думаю, текущий год будет годом раскачивания. Я бы рассчитывал в будущем на туристов из дружественных стран: Турции, Ирана, стран Персидского залива. Они могут дать недостающий поток оставшимся сетевым отелям. Но это быстро не произойдет.
Если говорить о российском туристе, качественный турист из региона приедет?
Приедет, но мы понимаем, что ничто нам не может заменить Москву. Статистика беспристрастна — другие регионы дают нам всего 2–4% постояльцев. Даже петербуржцы живут у нас редко. Это такая экзотическая история, как, например, воскресные родители, которые отдыхают от детей, или гости с улицы с разными жизненными обстоятельствами, от личной жизни до затянувшегося веселья.
Вечный вопрос: почему в наших российских туристических центрах так мало отелей среднего сегмента?
Мы большая северная страна с небольшим платежеспособным населением, которое исторически тяготеет к югу, морю и солнцу. Туристический трафик внутри страны невысок, а это ведет к росту цен. Высокая цена не всегда соответствует качеству, и наши граждане часто говорят о том, что кататься на лыжах или купаться в море за границей выгоднее и комфортней, чем на родине. Потому что там есть стабильный поток туристов со всего мира и местный платежеспособный спрос, а у нас нет.
Если отвечать одним словом на ваш вопрос, то это слово будет «демография». Нас слишком мало для массового туризма. Как ни странно, я считаю, нам создадут его те же китайцы, индусы и граждане Ближнего Востока. Что для нас является недостатком, для них плюс: комфортное, нежаркое лето, живописная природа, озера, реки и все прочее. Традиционно мы это наблюдали раньше с южноевропейцами — испанцами и итальянцами, которые в жарком августе массово выезжают на север Европы, в наши широты. Можно, в общем, то же самое получить, только с Востока.
Как бы вы сами выбирали отель в Петербурге?
Я бы сказал так: не существует точного рецепта правильного выбора отеля. Главное, спрашивать у тех, кому вы доверяете. Ведь сарафанное радио — это то, что продвигает отель в первую очередь. Довольные гости мгновенно приводят в отель знакомых. Прямая рекомендация работает всегда лучше и эффективнее любой рекламы. Мы все-таки не массовый продукт, в нашей отрасли реклама не играет важной роли в продвижении.
Ну а для выбора отеля посоветую сначала определиться с программой пребывания и маршрутами. Дальше стоит расспросить людей, которым вы доверяете — они дадут вам качественный совет. Проверить их слова можно на сайтах-отзовиках. Конкретные предложения стоит проверить уже на сайтах отелей, потому что цены у них могут быть более привлекательными, чем у агрегаторов.
Фото: Алексей Лощилов