search Поиск Вход
, 5 мин. на чтение

Почему классическое высшее образование устарело: интервью с основателем образовательного проекта ScienceMe Александрой Московской

, 5 мин. на чтение
Почему классическое высшее образование устарело: интервью с основателем образовательного проекта ScienceMe Александрой Московской

Многие москвичи старше 30 имеют по два-три высших образования, и это считается нормой: первое получали после школы, второе — когда сориентировались в сфере интересов или пришлось углубиться в определенную тему. Новая тенденция состоит в том, чтобы не получать высшее образование в принципе.

Сомнительна ли эта идея, «Москвич Mag» спросил у кандидата философских наук Александры Московской — научного сотрудника Института философии РАН и основателя образовательного проекта Science.Me. Она рассказала, почему такое понятие, как диплом о высшем образовании, в современной Москве постепенно теряет всякий смысл и чем можно заниматься необразованному в традиционном смысле человеку.

Чем можно заниматься в сегодняшней Москве, не имея высшего образования?

Много чем. Всем, где нет формальных ограничений и специализированных навыков (юристы, врачи, учителя в школах). Думаю, легче и интереснее идти в стартапы, IT-компании и креативные индустрии, которые более открыты «горящим глазам». Особенно если это ваше, а вы выдерживаете темп работы, то прикладных навыков наберете за это время больше, чем за время учебы в университете. Но университет дает ценнейшие навыки: искать информацию, анализировать ее и системно мыслить во многих областях. А для каждого человека важно понять, что именно он сам хочет в этой жизни, а не где он может пригодиться. И исходя из этого сформировать свою образовательную траекторию. В течение жизни она может много раз меняться.

Не кажется ли вам, что кроме «нормы, навязанной обществом» высшее образование — это еще и дисциплина? То есть даже нанимая на работу студента сразу после университета, я знаю, что у него есть хотя бы навык сдачи экзаменов и написания рефератов в срок. А человек без образования не имеет понятия о дисциплине и сроках.

Образование учит дисциплине, но не всегда и не благодаря сессиям. Как правило, студенты готовятся к экзамену за два дня, и это сложно назвать дисциплиной. Она должна исходить изнутри — из организованности и чувства ответственности человека, а не быть навязанной сверху. На сегодняшний день студентов не пугает плохая успеваемость, так как у этого теперь нет морального окраса. Получил двойку и получил. А когда человек сам вырабатывает для себя систему организации времени и дел, не ориентируясь на институцию, это намного эффективнее. Университет этого не исключает, но и не гарантирует. Дисциплина — это навык важный и формирующийся не только в университете.

Считаете ли вы неважным знание таких предметов, как, например, античная литература? Как человек узнает, чем отличается Сократ от Софокла, если не изучит это в университете? Да, само по себе это знание не принесет человеку миллионы, но это базовые вещи, которые помогают ему хоть чем-то отличаться от обезьяны, с ним хотя бы поговорить есть о чем.

Античная литература — предмет, который изучается далеко не на всех специальностях высшего образования. Он очень важен, но, к сожалению, вызвать интерес у студентов непрофильного факультета к такому предмету может очень редкий преподаватель. Это превращается в прогуливание лекций, а заканчивается тройкой на экзамене.

Если образование навязано, то не способствует развитию человека, ровно так же, как и карательные меры не исправляют нарушителей закона.

Сейчас существует множество ресурсов, в том числе онлайн-лектории и просветительские проекты, на которых заинтересованный человек может получить знания классического характера. Это не отменяет важности университетских курсов, но без осознанности и интереса со стороны обучающегося в них нет смысла. Во время обучения у студентов зачастую возникает вопрос и недопонимание в изучении таких общих дисциплин, как история, философия и социология. Конечно, есть большая проблема в том, что предметы преподносятся очень посредственно и неинтересно, как отписка.

Вы говорите, что важно определиться с целью, но если у человека цель — иметь много денег, а образования нет, он может додуматься до ограбления банка, например, почему бы нет? Быстро и учиться не надо.

Цель мы рассматриваем не в сиюминутном аспекте, а как метазадачу. То есть человеку важно определиться, зачем ему нужно образование, а не идти учиться просто так. Если человек задался целью зарабатывать большие деньги и она связана со стратегией образования, то он должен четко понимать, куда и чему идти учиться.

Думаю, закрыть в долгосрочной перспективе задачу заработка денег ограблением банка не получится. Если только ты не хакер. Вопрос в том, о каких деньгах идет речь. Если у человека есть задача чистого заработка денег, то можно уйти в массовые продажи. Зачастую работодатели не так придирчивы к образованию, а если ты талантливый продажник и можешь продать все — скоро ты будешь нужен многим и без диплома. Но, думаю, проблема в другом — не все хотят продавать что угодно, и цель заработка денег — это сопутствующая цель. Есть цель самореализации через работу.

Вы говорите, что высшее образование не должно быть обязательным, правильно? И что человек может учиться сам. Несомненно, может, я даже знаю одну очень начитанную и образованную девушку без высшего образования, оно ей и не нужно — она умнее многих моих друзей из европейских и американских институтов. Но таких людей очень мало. В основном, если человека не заставить в юном возрасте получить образование, он сам учиться не станет.

Можно привести и обратный пример: много людей, окончивших университеты, не обладают широким кругозором и эрудицией. «Навязанное обществом» — это описание подхода к образованию. Если оно навязано, то не способствует развитию человека, ровно так же, как и карательные меры не исправляют нарушителей закона. «Получить образование» и «быть образованным» — разные вещи. Образованным человек может стать без университета, важно, чтобы он сам пришел к этому и осознанно относился к обучению. То есть питал интерес к изучаемому и понимал, для чего ему это нужно. Так он сможет распоряжаться знанием и применять его.

Есть общественное мнение, что если ты не окончил университет, с тобой что-то не так.

Образование — это своего рода договор между тем, кто его дает, и тем, кто получает. И 50% результата зависит от ученика. В этом сложность образовательной отрасли. Здесь как со спортом: просто глядя на тренера, ты не добьешься результата. Школы и университеты основаны в том числе на системе дедлайнов, оценок, наказаний, стимулирующих учиться «кнутом». Есть общественное мнение, что если ты не окончил университет, с тобой что-то не так. И, боясь «осуждения», ты идешь и учишься. Это другой вид «кнута». Такое ли сейчас общество, что многим людям в обучении нужен именно этот кнут и что с этим делать — другой вопрос.

С самостоятельным образованием есть еще проблема, что многие начинают и бросают, даже несмотря на выплаченные за учебу деньги. Как с этим бороться?

Если бросил, значит, сейчас неподходящее для него время или ему не интересно. Лень не всегда является причиной. Если человек будет четко понимать, что ему в ближайшие полгода, например, нужно улучшить уровень английского, он это сделает.

Интернет сегодня наполнен информацией для самообразования: можно учиться все время. Учеба — это не только курсы. Это чтение статей, экспертных оценок, авторских колонок. Если человеку что-то интересно, он будет вновь и вновь обращаться за этим знанием. Важно четко понять, что тебя интересует и чем ты хочешь заниматься.

Как нужно реформировать нашу систему образования, чтобы она соответствовала времени, по вашему мнению?

Хорошо вписывается в современный контекст программа Foundation, которую применяют западные университеты: в течение года выпускники школ учатся на широком направлении, в рамках которого они знакомятся с особенностями профессии и определяются, хотят этим заниматься или нет. Мы понимаем необходимость выбора, например, изучаемых курсов. Чтобы студенты могли ходить на те курсы, которые считают интересными, помимо нескольких фундаментальных. Также важна мотивация к учебе: стипендии, гранты, стажировки, трудоустройство. Чем больше возможностей для развития будет предлагать университет, тем охотнее люди будут учиться. Возможно, нужно объяснять студентам, как бы это ни казалось странно, зачем им нужен тот или иной предмет в программе.

Фото: пресс-служба ScienceMe