Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: архитектор Ирина Грицкевич, проектирующая многоэтажную застройку

6 мин. на чтение

Я работаю архитектором в Москве уже 14 лет. Мой путь в большую архитектуру не был очень сложен и тернист, иногда я ловила удачу за хвост, а иногда приходилось трудиться без выходных, но всегда с большим энтузиазмом и желанием сделать мир лучше.

С 10-го класса почти каждый вечер я проводила в школе искусств имени Святослава Рихтера. Мне очень нравилось рисовать, но художником я себя не видела. Будучи человеком расчетливым, я решила, что профессия архитектора достаточно творческая и принесет большую финансовую стабильность. В нашей семье архитекторов никогда не было, поэтому свой путь я прокладывала сама. По счастливому стечению обстоятельств с первого раза удалось поступить в МАРХИ на бесплатное отделение кафедры жилых и общественных зданий. Учеба на удивление давалась легко, а неповторимый дух творческой интеллигенции, паривший во всех аудиториях института на Рождественке, воспитывал во мне любовь к искусству, путешествиям и старой доброй Москве. На диплом я перешла к главному архитектору города Александру Викторовичу Кузьмину и спустя год защитилась на кафедре градостроительства.

До общения с Александром Викторовичем я воспринимала архитектуру сквозь призму юношеского максимализма: эфемерной и неуловимой субстанцией, которая держится на фантазиях (и каких-то там конструкциях). Это помогало в творчестве, но пагубно отражалось на реализации. В процессе разработки проекты теряли первоначальную идею, обрастали «советами» и превращались в обыденность. Александр Викторович своим примером показывал нам, как под грузом ответственности использовать свои знания, дипломатию и харизму для достижения поставленных целей. Мы, как его студенты, консультировались с лучшими специалистами по конструктиву, транспорту и градостроительству, приобретая бесценный опыт общения со смежными специалистами, формируя в голове структуру, которая ведет по самой короткой дороге от идеи к реализации. Дипломной темой нашей группы была разработка территорий вдоль МЦК, которое на тот момент только предполагалось сделать пассажирским. Некоторые решения пошли в работу, и сегодня их реализует город.

После диплома я осталась работать под руководством Кузьмина и, как молодой специалист, погрузилась в рутину Москомархитектуры. Присутствуя на заседаниях градостроительного совета под председательством Юрия Михайловича Лужкова, получила незабываемый и бесценный опыт не только в архитектуре, но и в психологии, ораторском искусстве, мастерстве подачи и презентации проекта. Мы принимали непосредственное участие в рассмотрениях: слушали защиты проектов самых именитых архитекторов и критические замечания мэра. С этим багажом знаний под кураторством Кузьмина я несколько лет разрабатывала предпроектные решения для самых крупных застройщиков: миллионы квадратных метров жилья, офисов и транспортно-пересадочных узлов. Для всех проектов Александр Викторович требовал проводить градостроительный анализ и выполнять макет: однажды мы сделали макет Ленинградского шоссе от МКАД до Динамо, потому что он считал, что все здания на этой оси влияют друг на друга. Именно такой подход к проектированию формирует в молодом специалисте способность воспринимать город объемно, как нечто целое, а не рисовать заплатки в границах участка.

Полученный опыт, обогащенный практикой, я уже семь лет применяю в текущей работе: сегодня я руководитель группы архитекторов и ландшафтных дизайнеров в проектном отделе одного из крупных застройщиков. С моей командой мы разрабатываем жилые районы Новой Москвы, используя накопленные знания.

Сегодня Москва — это быстро развивающийся по азиатскому типу город, который благодаря новой градостроительной политике может соперничать, а иногда и превосходить другие мировые столицы. Потрясающий уровень цифровизации делает его максимально удобным для жизни, и мы планируем интегрировать современные решения в общедоступные спальные районы.

В нашей компании я занимаюсь генерацией концепций застройки, ландшафта и формирования общегородской среды. Поэтому очень важно постоянно развиваться в творческом плане, расширять кругозор и отслеживать современные тенденции или создавать свои. В работе над новыми проектами применяю не только имеющийся архитектурный опыт, но и насмотренность, которую получаю из поездок по стране и миру. Кто-то привозит сувениры, я привожу решения. На мой взгляд, недостаточно посмотреть картинки в интернете, чтобы понять, как использовать тот или иной прием. Это можно почувствовать только находясь в самом пространстве, сформированном идеей архитектора. Я всегда обращала внимание на характеристику «как в Европе», это было символом качественной и комфортной жизни. Сегодня мы с ребятами стремимся к выражению «как в Новой Москве», применяя лучшие европейские решения в тандеме с нашими исследованиями и разработками. В моем телефоне бесконечное количество фотографий элементов отделки зданий, мощения, ландшафта и узлов сопряжения материалов, собранных со всего мира, и многое мы стараемся использовать в работе.

Однако важно не забывать, что проект — это не только запросы города и жителей, но и бизнес-модель, где прибыль имеет ключевое значение. Здесь начинается самая увлекательная для меня часть: оставаясь человеком и профессионалом, выводить проекты в больший плюс, найти идеальный баланс между творчеством, потребностями жителей города и интересами застройщика.

Когда я пришла на работу, мы только начинали проектировать монолитные индивидуальные дома, а благоустройство хоть и было новым, но выглядело морально устаревшим. За семь лет нашей команде удалось сформировать абсолютно новый современный образ застройщика, органично вписавшийся в концепцию Новой Москвы.

В основу проектов мы всегда закладываем идею, где главный герой — москвич: скорее всего, он работает где-то в пределах МКАД, довольно много тратит времени на дорогу, при этом он современный пользователь новых общественных пространств Москвы и хочет проводить свободное время в модных локациях. Это один из возможных сценариев жизни в городе, который мы учитываем при разработке концепции. Достаточно создать актуальную среду вокруг места проживания, и человек с радостью останется на выходные в своем районе. Сегодня не надо ехать в центр, чтобы почувствовать себя жителем комфортного города: благоустройство в наших проектах превращается в увлекательные прогулочные маршруты, мы всегда отдаем предпочтение зеленым зонам и дворам без машин, отстаиваем лучшие решения для детских и спортивных площадок, формируем парковые зоны по самым современным стандартам. И все это с учетом интересов инвестора. Например, чтобы придумать красивое мощение, вам не нужно покупать самые дорогие плиты — возьмите качественные, но доступные материалы и взгляните на задачу через призму любимого художника. Разложите плитку необычным образом, добавьте в раскладку другой цвет, используйте разные форматы — и вот уже это не просто тротуар, а элемент дизайна городской среды. Внимание к деталям в условиях сжатой сметы имеет ключевую роль. Из дорогих и качественных отделочных материалов легко составить привлекательный образ, но гораздо интереснее принять вызов в рамках ограничений и придумать что-то нестандартное.

Я часто слышу от друзей и коллег термин «человейники» и, безусловно, понимаю, почему возникает недовольство таким форматом жизни. Иногда, на секунду, мне становится обидно, что я занимаюсь проектированием многоэтажной застройки, но затем понимаю, что это очередной вызов: создать комфортную градостроительную среду, компенсировать плотность застройки качественным и интересным благоустройством, продумать маршруты и применить все мои знания на благо тех людей, которые выбрали именно наш проект. Наверное, это моя социальная ответственность — я не могу понизить плотность жилья, но я могу постараться повысить качество жизни каждого человека в рамках имеющихся ресурсов. Каждый раз, проектируя, я задаюсь вопросами: а хотела бы я здесь жить? Хотела бы провести выходной в своем дворе? Хотела бы видеть из окна современный город? Хотела бы, чтобы мои дети играли на таких площадках? С каждым проектом я стараюсь изменить отношение к многоквартирным домам, ведь они отражают потребности нашего времени — для многих это возможность жить полноценной современной жизнью.

Сегодня в нашей работе помимо жилых домов несколько школ и детских садов, которые мы проектируем, учитывая стиль окружающей застройки, чтобы сформировать уникальную городскую среду для всего района, а не только для квартала. Мы применяем некоторые типовые решения в благоустройстве, используем один и тот же цвет на фасадах, в элементах детских площадок, в уличной мебели и в опорах освещения. Это позволяет почувствовать кулуарность застройки, несмотря на многоэтажность, и ощутить себя в своей знакомой уютной среде, как в небольшом городе.

К сожалению, в процессе проектирования мы часто сталкиваемся с трудностями, которые преодолеть не получается. Это и устаревшая нормативная база, и потребительский терроризм, и все та же неискоренимая бюрократия.

Не всегда удается применить то или иное проектное решение, так как могут быть затронуты интересы разных сторон. Иногда приходится включать дипломатические навыки для согласования даже внутри нашей организации, как правило, после реализации все остаются довольными, но иногда доказать свою правоту бывает сложно, особенно если ты молодой архитектор, а оппоненты — взрослые опытные специалисты.

Кстати, одной из проблем, с которой сталкиваюсь непосредственно я, является гендерное и возрастное неравенство. Это, пожалуй, отдельная тема для разговора, но я научилась с этим справляться.

Нередко приходится мириться с непониманием покупателей, которые в силу обстоятельств не способны оценить качество предлагаемых решений. Используя экологичные и натуральные материалы на детских площадках, отказываясь от резиновой крошки в пользу природных сыпучих материалов и устанавливая современное деревянное детское оборудование, мы иногда получаем негативные отзывы: нам обещали современное благоустройство, мы думали это будут яркие резиновые площадки с пластиковыми горками. Радует, что таких жителей все меньше и наши проекты все чаще выбирают продвинутые люди с современными взглядами на жизнь и бережным отношением к природе.

В моих планах дальнейшее участие в развитии территорий Новой Москвы в роли архитектора или, возможно, на какой-то административной должности, но совершенно точно на благо любимого города.

Фото: Олег Никишин

Подписаться: