search Поиск Вход
, 4 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: автор проекта однодневных выставок, совмещенных с ужинами, Ephemeral Dinner Юлия Белоусова

, 4 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: автор проекта однодневных выставок, совмещенных с ужинами, Ephemeral Dinner Юлия Белоусова

Я родилась и выросла в Москве — невероятно любимом городе, полном противоречий.

В детстве родители водили меня в Третьяковку рисовать дам XVIII века, сидя на полу галереи, а в летнее время увозили на Академичку (дача Репина), в окружение друзей-художников. Я гуляла на природе, а студенты выездных пленэров писали с меня портреты. Пара картин сохранилась и висит у родителей.

Я училась в немецкой гимназии на Арбате, выигрывала городские математические олимпиады и поступила в Финансовый университет на финансы и кредит («Художники голодают, а образование должно кормить», — говорили родители). Параллельно я получила стипендию на обучение в Германии и в мгновение ока поменяла план и оказалась в Гамбурге, где окончила искусствоведческий факультет.

Образование в Германии выстроено нелинейным образом, каждый сам себе хозяин и выбирает специализацию. Так меня унесло в современное искусство. Из Гамбургского университета по европейской программе Erasmus я слетала в Неаполь, к самым истокам культуры, и проучилась полгода в Италии. Там же я открыла в себе тягу к гастрономии и локальной кухне. Пиццу теперь никогда не съем вне Неаполя, ризотто с шафраном закажу в Милане, а пасту с белым трюфелем — в сезон в Альбе.

В Италии я поняла, что искусство и еда увлекают меня с равной силой. После института я проработала в одной из лидирующих галерей современного искусства — König Galerie в Берлине. В университете нас обучали погружению в контекст, сюжет, в диалог с художником. Арт-ярмарки и в первую очередь очевидный приоритет — продажи — мне быстро наскучили и захотелось создать что-то чистое — для всех и за идею, ради искусства. Говорят, что если не можешь определиться между двумя сферами, объедини их так, как еще никто не делал до тебя. Так родился проект Ephemeral Dinner — это путешествующие по всему миру соло-выставки молодых художников длиной в одну ночь. Это некоммерческий проект, в этом его главное отличие от существующих поп-ап-ужинов и выставок с едой. Наши выставки проходят в необычном месте и каждый раз в новом городе, где на роль ментора приглашается  успешный художник, который готовит ужин вместе с молодым автором и помогает тому с выставкой. Проект объединяет единомышленников, приучает любви к прекрасному в искусстве и еде, где каждый может стать участником на безвозмездной основе — достаточно написать письмо, и вас обязательно пригласят на одно из следующих событий. Сначала проект путешествовал по Европе и обязательно хотелось приехать с ним в Москву, в последние годы все больше приятно удивляющую талантливыми молодыми художниками. Два года назад я впервые привезла сюда Ephemeral Dinner. Тогда все сложилось как будто само собой: вот-вот должно было открыться новое пространство Untitled на Петровке, где я могла бы провести событие. Из молодых авторов я давно приглядывалась к Илье Федотову-Федорову (на тот момент Илья еще жил в Москве), хотела показать его работы и европейскому рынку, благо у Ephemeral Dinner уже сложился небольшой круг фанатов идеи и подписанных на новости проекта. На роль ментора не раздумывая позвала Дмитрия Гутова, с которым познакомились как-то в Вене на ярмарке. Дима моментально согласился и активно принимал участие в готовке и самом событии. Выставка прошла на ура, после чего в Москве случился бум на поп-ап-ужины с искусством.

Арт-сообщество Москвы развивается, и осенью 2019 года настало время вернуться вновь, на этот раз в преддверии ярмарки современного искусства Cosmoscow с привезенным немецким художником Петером Бенишем в роли ментора. Петер — мой давний друг и давно мечтал приехать в Москву, он сразу же согласился на мое приглашение, и помимо Ephemeral Dinner я сделала ему выставку в некоммерческом пространстве Dinamika. Молодой куратор Александр Бланарь не так давно открыл молодого автора Влада Зорина, его фотографии мне чем-то напоминают раннего Тильманса. Цель Ephemeral Dinner — обратить внимание на талантливых художников в начале их карьеры, у которых еще нет галерейной поддержки и чье творчество в процессе развития. В общем, во второй раз решили провести Ephemeral Dinner в пространстве Visionär на Трехгорке.

На ужин я всегда зову наиболее необычную группу гостей, солянку из коллекционеров, арт-деятелей и просто приятных людей — студентов физиков или биологов — кого угодно, главное — это личные качества.  Так создается необычный и интересный для всех диалог вместо очередного светского раунда ради пиара. Своего рода мушкетерское общество.

Проект называется Ephemeral, поскольку я иронично отношусь к быстротечности нынешнего рынка искусства, который схож с фастфудом, — имена быстро забываются, карьера художника строится в мгновение ока и точно так же может сорваться, покупки и продажи на аукционах происходят с молниеносной скоростью. Ephemeral Dinner — это момент, который длится всего одну ночь, но навсегда сохранится в памяти посетителя.

Часто спрашивают, кто за все это платит. И в этом основная сложность, потому что уже четыре года проект существует в своем идеалистическом формате, каждый раз ко мне приходят бренды или галереи и предлагают его купить. Но я держусь, делая большую часть своими руками, помогают друзья, с площадкой договариваюсь за идею. За какие-то выставки-ужины частично платила я, то есть работала 24/7, чтобы потом потратить гонорар на Ephemeral Dinner. В Берлине получилось договориться с Russian Standard, которые дают продукцию, барменов и придумывают меню коктейлей совместно с художниками. Мне важно, чтобы не было брендинга, логотипов и выставка не выглядела проплаченным мероприятием. Это более тонкий маркетинг, и не все фирмы его понимают. В Европе многие бренды выходят на этот уровень, гости сами спрашивают, кто помог в реализации, и ценят политику бренда. Vitra одалживала мебель, которую привозили частями и путали даты, терялись ключи от площадок, посуду давал другой бренд, где каждую тарелочку и бокал надо было распаковать, помыть, просушить, а после ужина — в обратном порядке. На 200-й коробочке я ненавидела все и больше всего себя и свой идеализм. Такие проекты самые искренние и обогащают опытом.

Каждый Ephemeral Dinner — это пазл, в котором важны детали. Каждый день я ищу новые таланты, общаюсь с известными художниками, исследую новые площадки и города и в один день накопленный запас знаний и контактов собираю в Ephemeral Dinner. Этот проект научил меня, что благотворительностью можно и нужно заниматься, даже не имея на то ресурсов. Главное — идея, а силы найдутся. Основываясь на sharing economy, используя свои руки и силы окружения, можно делать мир немного лучше и безвозмездно помогать юным талантам дарить прекрасное окружающим.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.

Фото: Александр Лепешкин