Почему вы должны меня знать: автор YouTube-канала «Физика от Побединского» Дмитрий Побединский
Я увлекался естественными науками, участвовал в олимпиадах, с восьмого класса учился в ЗФТШ — заочной физико-технической школе при МФТИ. Как многие в институте, подрабатывал репетиторством, готовил к ЕГЭ по физике и математике и после окончания института работал на частных курсах по подготовке к ЕГЭ, преподавал физику.
И понял, что надо учеников именно увлекать. Они вроде как и сами решили сдавать экзамен по физике, но все равно засыпают на занятых, не делают домашние задания. Интересные опыты, дискуссии — что такое черная дыра, что будет с человеком в космосе без скафандра, как убивает ток, как действует радиация — это их бодрило. Я начал делать ролики в YouTube и постепенно втянулся.
Канал появился в 2014 году. Все само собой сложилось. Формат видео удобен для большинства. На YouTube очень хорошая рекомендательная система, если ролик стоящий — он сам раскручивается. Сейчас достаточно много научпопа, ребят, которые делают очень осознанный контент о химии, астрономии, но других физиков, кажется, нет. У меня сейчас миллион двести тысяч подписчиков, для научпопа в России это прилично.
В своих роликах я рассказываю о совершенно разных аспектах устройства нашего мира. Начиная с каких-то глобальных тем вроде «Что такое черные дыры», «Бесконечна ли Вселенная», «Остановится ли когда-нибудь время или нет» и заканчивая вполне практическими вещами: как работает технология 5G, почему она не сжигает нам мозг и почему она никак не связана с коронавирусом, что мы почувствуем, если окажемся внутри микроволновки. То есть я рассказываю с точки зрения физика, как устроен окружающий нас мир на уровне атомов и молекул, стараясь это делать максимально ярко и забавно.
Большинство моих роликов — это «говорящая голова», но есть и с элементами если не настоящего документального кино, то геймификации, так скажем. Но в каждом я стараюсь найти точку интереса для аудитории. Конечно, я могу снять ролик о том, что мне самому интересно — о теореме Эмми Нётер, например, или как собрать SDR-приемник. Но аудитория будет небольшая. Хотя тут никогда не угадаешь. Мы, например, снимали ролик про необычные летательные аппараты: автожиры, у которых нет крыльев, про летающие тарелки, экранолеты — в общем, действительно необычные штуки, которые летают. Но ролик не зашел, не знаю уж, почему.
Бывает, удается поработать с экспертами. Так у меня получился ролик о квантовой криптографии. После одной лекции ко мне подошел человек, сказал, что работает в Российском квантовом центре, и пригласил в лабораторию, где разрабатывают системы квантового шифрования. Очень крутая лаборатория: там все в оптоволокне, какие-то компьютеры, все светится, лампочки какие-то, куча электроники. Там мы и записали ролик «Хакеры не взломают это никогда». Квантовое шифрование среди прочего отвечает за то, чтобы данные наших банковских карт, наши логины и пароли, другие конфиденциальные данные не перехватили злоумышленники. И делается это с помощью не математики, а фундаментальных состояний элементарных частиц — фотонов. Такие данные передаются в виде отдельных частиц света, по оптоволокну. Вот про это ролик и рассказывает.
Объяснять сложные научные теории просто совсем непросто. Некоторые меня критикуют за то, что я упрощаю, но это неизбежно. Если объяснять со всеми нюансами и тонкостями, то человек просто не доживет до окончания этого объяснения. Чтобы не было перенасыщения информацией, приходится что-то убирать. Но так построено все классическое обучение — не от простого к сложному, а как бы по спирали. Скажем, сначала мы узнаем про круговорот воды в природе, что вода испаряется, а пар конденсируется и выпадает в виде дождя. Потом оказывается, что и другие вещества тоже так делают. Потом, оказывается, вода может сразу переходить из твердого состояния в газ. И наоборот. Оказывается, что если в воду добавить соль, то она будет замерзать не при нуле градусов Цельсия, а при минус двадцати. В принципе, все москвичи об этом знают — ботинки у нас всегда в соли, реагенты по сути — соль. Или вот если положить бутылку очищенной воды в морозилку на полчаса, а потом встряхнуть, то она мгновенно превратится в лед, прямо как в супергеройских фильмах про заморозку. Просто потому, что возникает эффект переохлажденной воды.
Главный принцип, по которому я работаю — это поиск аналогии для того, чтобы уложить что-то в общепринятое понимание, и в целом убирание всего лишнего. Чтобы это сделать без вреда, надо полностью разбираться в вопросе. Аналогии для объяснения непростых вещей можно найти повсюду. Например, есть такое понятие — квантовая суперпозиция. Это когда частица находится в нескольких состояниях одновременно, как кот Шредингера, но как только мы проводим измерения, она сразу перепрыгивает в какое-то одно состояние и в нем и остается. Чтобы его проиллюстрировать, кто-то придумал смешной мемасик: частицы, пока на них никто не смотрит, танцуют, развлекаются, тусуются, а как только за ними начинают наблюдать, тусовка прекращается. Так и есть: квантовая тусовка-суперпозиция.
К сожалению, не все темы получается раскрыть. Недавно хотел сделать ролик про границу квантовой физики и классической. Классическая физика по сути — школьная. Она, может, в каких-то местах сложна, но объяснима. А квантовая физика как будто необъяснима: там и частицы находятся в нескольких местах одновременно, и летают они быстрее скорости света. В общем, странное все. Вот это хотел рассказать, но понял, что простым языком не получится, придется многосерийку снимать.
Может ли блог исчерпать себя? Я надеюсь, что нет. Вселенная же бесконечна. Ну и речь в нем все же не о физике как таковой, а о мире глазами физика. То есть я рассказываю о каких-то вещах, которые происходят в мире со мной, которые я узнаю из книжек, из интернета, из статей. И пока что-то происходит вообще вокруг, будут появляться новые темы. Разве если только земля остановится, тогда, наверное, и блог закончится.
Фото: из личного архива Дмитрия Побединского