search Поиск Вход
, 4 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: директор «2050.Лаб» Дарья Топильская

, 4 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: директор «2050.Лаб» Дарья Топильская

Вот думаю иногда: чем я занимаюсь? Я же не дизайнер, давно не журналист, уже не совсем пиарщик, не пишу тексты, не работаю по профессии.

Но все-таки, как мне кажется, делаю важное дело: я помогаю талантливым людям делать их работу. И с результатом этой работы каждый из нас сталкивается ежедневно и ежеминутно без преувеличения.

В детстве я хотела стать журналистом, и с этой мечтой все сложилось: проработала в профессии чуть больше десяти лет, после примерно столько же — в пиаре. А потом так вышло, что мне предложили придумать и возглавить компанию, которая будет заниматься, с одной стороны, вроде бы пиаром и маркетингом, а с другой — и в основе своей — созданием изначального продукта, который потом надо будет продвигать на рынке. Так в Москве появился Национальный центр промышленного дизайна и инноваций «2050.Лаб», а в моей жизни — промдизайн. Хотя на самом деле он всегда в ней был. И в жизни всех окружающих тоже.

И это правда так. Ведь промдизайн, которым занимается «2050.Лаб», то, с чем мы сталкиваемся каждый день и каждую минуту, сами того не осознавая. Весь предметный мир, который нас окружает, и есть промышленный дизайн. Стул, на котором вы сидите, смартфон, с которого читаете текст, вагон метро, в котором утром едете на работу, городская инфраструктура и общественная среда — все так или иначе связано с промышленным дизайном, с разными его направлениями и формами.

Изначально я имела очень смутное представление, что такое индустриальный дизайн. Как многие наши клиенты на стадии первых переговоров, тоже думала, что поработать над промышленным дизайном — значит, взять какое-нибудь готовое изделие, аппарат или машину и сделать этот объект красивым. Очень быстро, конечно, стало понятно, что все совсем не так, и промдизайн — это не столько про то, как предмет выглядит, сколько про то, как предметом пользоваться. И самое правильное решение — подключать промдизайнеров к созданию продукта на стадии его придумывания и проектирования.

Я не дизайнер и вряд ли им стану, все-таки у каждого свое призвание. Но то, что работа накладывает отпечаток — это точно. Почти за три года существования «2050.Лаб» я, конечно, стала обращать внимание на предметы вокруг: вот у этого стаканчика такая необычная крышка — это значит, что для нее была создана отдельная пресс-форма, вот эта дверная ручка идеальной эргономики, а вот те кнопки приятны в использовании и сделаны из тактильно комфортного пластика и т. д. Стала обращать внимание на нюансы, которые раньше не приходили в голову.

Смотришь, например, на смартфон и думаешь не о его дизайне, а о том, удобно ли тебе им пользоваться: насколько он интуитивно понятен? Какие материалы использованы при его создании, насколько они износостойки, инновационны и безопасны для тебя и твоего окружения? И, самое главное, насколько ты стал счастливее, обладая этим продуктом? Вот это и есть промышленный дизайн. А то, что ты видишь и способен оценить как линии и формы, просто одна из его граней. Можно даже не акцентировать внимание, но интуитивно выбирать тот предмет, который соответствует твоему представлению о прекрасном. Говорят же, что гениальный дизайн не бросается в глаза, он вообще незаметен.

Например, все знают, что дизайн в компании Apple — это отдельная философия и даже религия. И есть множество других примеров международных компаний с крутой бренд-философией, с уникальными подходами к промдизайну, на которые хочется равняться. Но ведь и мы в России так можем.

У нас в «2050.Лаб» гениальная команда, одна из лучших в стране, я абсолютно в этом уверена. Большая доля проектов нашего центра — создание полномасштабных макетов и концептов для сферы железнодорожного транспорта. Так вот, изначально в коллективе не было ни одного дизайнера, специализирующегося на этой теме. Но мы научились, разобрались и вникли в тему настолько, что заказчик не просто говорит «вау». Он говорит: «То, что вы делаете, положительно влияет на мою репутацию». И это для нас высшая похвала.

Сейчас, конечно, уже нарабатывается база каких-то универсальных решений, но всегда есть проекты, на которые мы смотрим как на эксперимент. И этот эффект «черного ящика» не дает заскучать и держит в тонусе.

Сначала было сложно поверить в успех и в идею компании. В момент, когда я набирала команду, у «2050.Лаб» еще не было ни репутации, ни заказов, ни экспертизы, и надо было убедить людей в том, что мне можно верить, что им будет интересно, что те цели, которые мы ставим перед компанией, реальны и достижимы. Но, к счастью, эти люди нашлись, и основной костяк специалистов до сих пор с нами. И я безумно благодарна этим людям, ведь они шли в полную неизвестность. Они просто поверили в идею, хотя это непросто. За деревьями видеть лес — это всегда самое сложное. Но пока что нам удается.

Вера в себя и в людей вокруг — это самое важное. Об этом мне не дают забывать два других проекта, которыми я занимаюсь — Всероссийский проект в области социальной ответственности «Героям — быть!» и конкурс социальной журналистики «Герои пера».

Если «2050.Лаб» про дизайн предметного мира, то эти социальные проекты про то, кто живет в этом мире и будет жить в нем завтра. И «Героям — быть!», и «Герои пера» мы начинали еще задолго до «2050.Лаб».

«Героям — быть!» уже семь лет, подумать только, хотя изначально он вообще не был для нас большой амбицией. Мы просто хотели побольше узнать о людях, которые работали рядом с нами в промышленности. Оказалось, что в их жизни есть место не только работе с девяти до шести, но и многому другому, чем действительно можно гордиться. Эти люди занимаются с детьми в детских домах, помогают бездомным животным, оказывают поддержку нуждающимся и совершают реальные подвиги — с риском для жизни спасают людей. Живут со смыслом.

Знакомясь с историями героев, ты как в зеркале отражаешься в них и задаешь сам себе вопрос: а ты-то как? Понятно, что работа и проекты — это хорошо и важно, но что еще? Что делает тебя лучше, что напоминает о главном, что стоит за всеми бизнесами, задачами и встречами, целями и показателями? Очень просто. Это то, что делает тебя настоящим, ведь прежде всего ты живой человек и вокруг тебя такие же живые люди.

И помнить об этом — самое главное в любом бизнесе или проекте.

Фото: из личного архива Дарьи Топильской

Подписаться: