search Поиск Вход
, 7 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: Екатерина Камышникова, директор компании по производству роботов Quantum Systems

, 7 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: Екатерина Камышникова, директор компании по производству роботов Quantum Systems

Моя мама была врачом, а папа — инженер, специалист в области кибернетики и автоматизации.

В детстве мне казалось, что в жизни меня хватит на все, и, конечно, меня, как и многих детей, увлекали самые разные направления, от дизайна до разведки. Но на фоне прочих увлечений и игр меня, естественно, больше всего тянуло пойти по стопам родителей. Тогда я решила стать врачом, но человеческих врачей в моей семье было уже немало, потому я выбрала животных. В 6 лет мне, видимо, казалось, что все обязанности ветеринара заканчиваются на глаженье котиков, но мама помогла мне реально взглянуть на мои потенциальные обязанности, что напрочь отбило у меня все мысли в этом направлении. А гладить котиков я люблю до сих пор.

Я училась в школе с техническим уклоном, где меня особенно увлекали технология и информатика. В пятом классе мы программировали роботов из «Лего», что в то время было очень необычно для общеобразовательного учреждения. Именно тогда я почувствовала, что во мне почти в равной мере борются два родителя — гуманитарий и технарь. Поддалась первому. Я всегда стремилась к чему-то новому и потому, не выдержав нудной школьной программы старших классов, в 16 лет окончила школу экстерном и поступила в МГИМО. Но мой юношеский бунтарский дух возразил здравому смыслу, и я пошла в творческий вуз изучать проектное управление в области искусства. Меня тогда очень увлекали кино и музыка, я успела построить грандиозные планы на будущее в этой сфере.

В эту идиллию вмешался мой отец. Считаю должным сказать пару слов о нем как о безусловно талантливом инженере и предпринимателе, ведь именно он направил нас в робототехнику и своим примером показал, что в России можно заниматься технологиями и делать то, что раньше не делал никто. С 1982 года он прошел путь от специалиста в космическом кластере до основания группы компаний «Смарт-Кард Сервис», в которой создавали собственное универсальное ПО для устройств самообслуживания, а позже открыли одно из крупнейших в России производств банкоматов.

После 20 лет банкоматного бизнеса он решил вспомнить, чем увлекался в институте. Тогда, в 2014 году, он вдруг решил, что птенцам пора покидать гнездо и заодно приобщиться к его юношескому увлечению — роботам.

Я только пошла на второй курс. После учебы ездила в офис смотреть, как космические идеи превращаются в реальность. У нас был небольшой коллектив, один робот и куча белорусских банкнот — мы учились с помощью робота собирать пачки купюр и перекладывать их с места на место. Команда разрасталась, а мои мечты о «культурном» будущем уступали место перспективам возглавить крутой технологический стартап. Кажется, во мне вновь проснулся папин технарь, но скорее с точки зрения интереса к этой сфере, а не конкретных технических компетенций, которыми, с другой стороны, обладал мой брат. Я с гордостью называю нашу компанию семейной, ведь к ее успехам приложили руки многие Камышниковы. Лично я начинала вливаться в коллектив, занимаясь маркетингом и пиаром в свободное от учебы время, мой средний брат Кирилл решал инженерные задачи, а старший Илья возглавлял компанию. Вскоре после окончания института я настолько увлеклась происходящим, что переняла обязанности старшего, а Кирилл взял на себя технологические решения и роботов.

С чего мы начинали. Традиционно роботизируются производственные задачи: сварка, покраска, паллетирование, закручивание гаек и тому подобное. Мы же взглянули на робота как на инструмент для безграничного творчества и подумали, что он может перемещать, например, пачки банкнот или документы с таким же успехом, как и перекладывать детальки на конвейер. Какие задачи будет выполнять робот, зависит от его оснастки и ПО. Именно интеграцией и созданием системы, в которой робот лишь один из рабочих инструментов, мы и занимаемся.

Учитывая бэкграунд команды, наш первый проект был обращен к сфере банковского самообслуживания. И меньше чем за год мы создали прототип комплекса, на мой взгляд, опередившего свое время. На свет появился роботизированный офис самообслуживания MonRo (Money Robot), в котором всего один робот-манипулятор заменяет целый офис сотрудников. Идея проста: робота окружают система хранения и набор стандартного оборудования, с которым обычно работает человек. Робот перемещает объект от клиента в нужную ячейку или в одно из устройств, и так же в обратном направлении. Таким образом, под одной крышей объединяются и банк, и МФЦ, и вендинг, и депозитарий, и постамат, и все, что вам взбредет в голову. Вот так. Все гениальное просто. В 2015 году мы представили комплекс на банковской выставке, где нам тут же было предложено тиражировать эту технологию в Сбере, но только адаптировав под нужды бэк-офиса — для обработки банкнот в кассовых центрах. На этом этапе мы поверили в свои силы — и понеслась. Было поставлено десять роботизированных участков для пересчета банкнот MonRo CashStream в шести городах. Заказчик объявил о программе оснащения ста кассовых центров, но проекту не суждено было завершиться из-за возникших противоречий, и мы продолжили поиск. Идея была настолько хороша, что мы начали проект с ЦБ и парой иностранных заказчиков и даже выставились в США. Мы оказались первыми в мире, кто предложил подобное решение, и оно было более чем востребовано.

Параллельно с банковскими мы занимались более творческими и технически сложными проектами. Делали это скорее для развития компетенций команды и инвестиции в будущее. На пике в нашем коллективе было 50 человек, две трети из которых — разработчики. Такой ресурс нужно использовать максимально. Одним из таких творческих проектов был робот-садовник Gardy, появившийся у нас в начале 2015 года и обретший новый облик с наступлением пандемии. Gardy представляет собой небольшую автономную платформу, робота-манипулятора и инструмент в виде садового кустореза. Робот сам ориентируется на местности, находит объект для обработки и понимает, как и что с ним делать. В своих разработках мы стремимся к универсальности, чтобы одну и ту же технологию можно было применить в решении других задач. Так случилось и с Gardy, который впоследствии породил робота-дезинфектора Gardy Metrobot. Кстати, приставка metro- происходит от слова metropolis, ведь этот робот был разработан именно для обслуживания городских объектов.

В отличие от садовника в Metrobot мы использовали два легких и компактных робота, безопасно работающих в присутствии людей — мобильного робота и коллаборативный манипулятор. По-прежнему роботу в руку дан инструмент, только не садовый, а бактерицидный: источник ультрафиолета или распылитель холодного тумана.

С наступлением пандемии многие коллеги по цеху пустились делать роботов-дезинфекторов, и вскоре мы увидели мобильных роботов с функцией «цоколя для лампочки», перевозящих кварцевые лампы по помещению. Метод кварцевая используют более ста лет. Обработка открытым источником ультрафиолета требует отсутствия людей в помещении и эффективна при нескольких условиях: обрабатываемая поверхность перпендикулярна источнику и не затенена, строго соблюдается расстояние и время обработки. При несоблюдении этих требований не достигается эффективная обработка поверхностей, лампа лишь обработает воздух в помещении. А это значит, что многочисленные решения с установкой кварцевых ламп на мобильных роботов увеличивают стоимость традиционной технологии, но не меняют сущности. Робот только доставляет лампы в место обработки.

Мы же ставили для себя задачу, исходя из особенностей ультрафиолетового излучения и потребности в быстрой гарантированной обработке объекта. Gardy Metrobot применим там, где необходимо получение строго определенной дозы облучения для конкретных поверхностей. Это достигается за счет очень близкого расположения облучателя к поверхности, таким образом дезинфекция занимает считаные секунды, а излучение не попадает на окружающих.

Это требуется в местах, где есть непрерывный поток и ротация людей. Мы же не можем выгонять людей из зала ожидания каждые полчаса. Наш робот применим как раз для таких мест и для поверхностей, которых человек постоянно касается: кресло, экраны, столешницы, ручки. Робот позволяет проводить обработку после каждого посетителя/клиента либо с заданной периодичностью. А в качестве дополнения он может использовать и более привычные способы объемной дезинфекции: встроенный в корпус закрытый рециркулятор, распылители дезинфицирующих растворов и даже открытые источники ультрафиолета различной природы и мощности.

Итак, учитывая наши наработки пятилетней давности, первый прототип дезинфектора мы собрали за пару месяцев. Тогда же, летом, нас пригласили опробовать робота-дезинфектора в вагоне метро. В ручном режиме обработка осуществляется методом холодного тумана. Человек в химзащите идет по вагону, размахивая распылителем дезинфицирующего раствора. Мы адаптировали этот аппарат под робота, залили ему в бак средство и отправили по той же траектории и с той же скоростью, что и у человека. Рабочий может задуматься, отвлечься и в результате не обработать участок — он не может гарантировать стопроцентную обработку, а робот совершенно хладнокровен, он просто идет по заданному маршруту и делает заданную работу. Мы провели несколько весьма успешных тестовых выездов в московском метро, продемонстрировав два метода дезинфекции, но до реализации пока не дошло.

Пандемия вообще спровоцировала резкий всплеск интереса к роботам в целом, не только дезинфекторам. В декабре я принимала участие в международном форуме «Роботы против COVID-19», который прошел на Робостанции ВДНХ и транслировался онлайн. Два дня спикеры говорили о разработках в сфере робототехники, искусственного интеллекта, Big Data и видеоаналитики, обсуждали это с коллегами из России, Китая, Дании, Бельгии и других стран. За два дня форума его посмотрели более 500 тыс. человек, видео все еще доступно онлайн. И как никогда обнажилась проблема: в народе роботы воспринимаются как некое чудо-устройство, которое с легкостью справляется с любой задачей, имеет неоправданно высокую стоимость и отбирает у населения работу. Я же хочу заметить, что мы все еще стоим у истоков развития сервисной робототехники в России, и сейчас она очень нуждается в популяризации. Вот уже более 50 лет роботы успешно оправдывают себя в промышленности, но для малого и среднего бизнеса роботизация все еще кажется недоступной и не всегда экономически оправданной, а у обывателей роботы по-прежнему вызывают детский восторг и воспринимаются как дорогостоящая игрушка, нежели полноценный работник. На фоне этого у нас возникла идея создания учебного центра для развития компетенций в области робототехники для менеджеров и руководителей. То есть пространство для обмена опытом и успешными кейсами роботизации в разных отраслях.

Сейчас эти технологии доступней чем когда-либо, автоматизированные ячейки или мобильные комплексы могут решать множество задач за пределами промышленного производства. Наш опыт в разработке таких нестандартных до сего дня решений вполне может стать базой и источником вдохновения для других разработчиков, клиентов и подрастающих предпринимателей.

События 2020 года дали мощнейший толчок технологической революции. Даже у нашей небольшой компании портфель текущих проектов увеличился в два раза! Потому роботам — быть, но без нас (и вас) они не справятся. Развивайте свои компетенции, исследуйте новое — и вы сможете органично влиться в новую цифровую эпоху и не потеряться в ней.

Фото: Стоян Васев