search Поиск Вход
, 4 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: нейропсихолог и основатель проекта «Арррбуз» Евгения Долгинцева

, 4 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: нейропсихолог и основатель проекта «Арррбуз» Евгения Долгинцева

Я родилась в 1982 году, как многие ровесники в полной мере рассмотрела грани слома эпох и уже почти двадцать лет в силу профессии распознаю их последствия в работе со своими клиентами.

Всегда чувствовала, что мое призвание — помогать людям «разобраться в самих себе». Поэтому и вопрос о профориентации в старших классах не возник. Одновременно с учебой в Московском городском педагогическом университете была и школьным учителем, и вожатым в лагерях. Необходимость искать индивидуальный подход к любому человеку четко осознала в день своего семнадцатилетия, когда провела первый урок в классе коррекции. На излете девяностых в школе не было биолога и я, тогда первокурсница, навещая свою учительницу, предложила помочь, растолковать девятиклассникам анатомию. Парни встретили меня мерным гулом и взрывами смеха. Пришлось подойти креативно и предложить им вместо учебника книгу Кэрол Доннер «Тайны анатомии» о волшебных путешествиях детей внутри организма. Наградой для меня стал сданный моими подопечными экзамен. А один из мальчиков даже поступил в медучилище. Этот опыт оказался бесценным, я поняла, что даже самая сложная работа может быть выполнена, если найти подходящий под задачу инструмент.

В нейропсихологию пришла не сразу. Более того, на третьем курсе, попробовав работать в «жесткой» коррекционной педагогике и психологии, я смалодушничала, точнее, как сейчас понимаю, по юности сказался недостаток стойкости и моральных сил. Я отступила под сень традиционной практики, работала с детьми «обычными». Но на более спокойном участке психологического фронта я не забывала тех, кто остался там, в коррекционном огне. И в один прекрасный день увидела возможность помогать детям и взрослым инструментами нейропсихологии. Мне повезло, нас учили основоположники этого относительно нового направления, поэтому я точно знала, что эта наука построена на четких знаниях о нервной системе, о том, как происходит передача сигналов, а значит, имеет под собой реальную биологическую и физическую основу. Нейропсихология изучает работу мозга и его связь с поведением и психическими процессами. Она позволяет нам постичь, как устроены память, внимание, мышление, эмоциональное реагирование, и развивать способности человека максимально бережно и гармонично.

В сфере нейропсихологии я уже почти десять лет. Среди моих подопечных очень разные люди. Это и те, кто, решая жизненные задачи привычными способами, критически устал, утратил эффективность и угнетен этим. Упражнениями на развитие межполушарных связей, мозжечковой стимуляцией, укреплением блоков мозга мы добиваемся повышения скорости работы, человек ощущает прилив творческой энергии и играючи решает проблемы, потому что может теперь взглянуть на них под другим углом.

Важнейшее сегодня направление — геронтопсихология. Уменьшить риск развития старческой деменции вполне реально, как и сохранять живость и работоспособность мозга. Ведь главная беда современного старения как раз именно в том, что тело научились поддерживать в работоспособном состоянии на долгие сроки, а вот с мозгом все не так просто. И для того, чтобы оставаться не только в добром здравии, но и в твердом уме и трезвой памяти, мозгу нужна специальная гимнастика.

Помогать родителям лучше понять, что же происходит в мозгу ребенка, в чем причина трудностей и работать именно с ней позволяет мой многолетний опыт общения с детьми. Мы организовываем жизненную среду юного подопечного так, чтобы он чувствовал себя комфортно и безопасно, а учеба была эффективна. Если ребенок ошибается, а учителя жалуются на невнимательность, то чаще всего естественное желание мамы — давать больше заданий, тренировать внимание. Но ведь причины такого состояния могут быть самые разные, например повышенная утомляемость (которая не всегда видна со стороны), и тогда увеличение нагрузки не поможет, а сделает только хуже. Не менее важно в этот момент помочь и самой матери разобраться со своим состоянием, гармонизировать его, тут уже работает комплексный подход.

Еще задолго до получения институтского диплома я задумалась над проектом дополнительного образования. Так появился мой с однокурсницей проект «Арррбуз», где люди разных возрастов получают навыки лидерства и общения в игровом формате, осваивают новые эффективные модели поведения, учатся слушать и слышать себя и окружающих. Для меня изначально была очевидна необходимость программы по развитию памяти и мышления: стала копать в этом направлении, подготовила курс для школьников и студентов. Своевременная нейропсихологическая помощь позволяет гармонизировать состояние мозга, избегать перекосов развития когнитивных процессов, которые зачастую и становятся причиной того, что мы, злясь на себя, считаем неуспешностью. Сегодня мы научились своевременно выявлять подобные нарушения и грамотно их корректировать.

Гармоничным развитие человека мне видится в ключе концепции «множественного интеллекта» Говарда Гарднера. Ученый задался вопросом, почему только десять из ста детей способны усвоить знания в полной мере. Он не согласился ни с ответом «остальные ленивые и неспособные», ни с измерением интеллекта, предрасположенного к творчеству, познанию и созиданию, лишь по одному параметру, как это делают тесты IQ. Гарднер предположил, что каждый из нас имеет определенный склад мышления, который проявляется в наклонностях и интересах. Индивидуальный интеллектуальный процесс приводит и к поведению, которое свойственно только этому человеку. Следовательно, практика нейропсихологии также должна учитывать эти различия.

Я точно знаю, что у каждого есть свои способности, в той или иной мере развита эмоционально-волевая сфера и умение управлять собой, представлена сфера коммуникативная, есть навыки решения задач различными способами. Все вместе это, кстати, то самое креативное мышление, развивать которое сегодня предлагают «продвинутые» частные школы и курсы личностного развития, увы, почти всегда коммерческие.

Моя мечта, а может, и дело всей жизни — найти способы помогать тем людям, кто вполне может стать гением, а не изгоем, непонятым окружающими, неоцененным работодателями. Сегодня я ищу доступный каждому формат дистанционного взаимодействия и верю, что это будет возможно в самом ближайшем будущем.

Фото: из личного архива Евгении Долгинцевой