, 6 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основатель агентства «Аппетитный Маркетинг» Мария Тюменева

, 6 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: основатель агентства «Аппетитный Маркетинг» Мария Тюменева

Хоть родилась я в маленьком поселке Нижегородской области со славным названием Перевоз, я с первой минуты моей жизни в Москве знала, что это мой город. Я рада, что выросла в узком сообществе, где все друг друга знали, а не в мегаполисе, где всем все равно. Но я хотела и хочу жить именно в Москве — городе безграничных возможностей. Мне в нем нравится все. Даже пробки, которые дико утомляют.

Я окончила с красным дипломом педагогический институт по специальности «учитель начальных классов». Искренне считаю эту профессию идеальной для жизни и работы в обществе. Коммуникативные навыки она развивает блестяще.

У меня ярко выраженный синдром отличницы, что помогает мне в моем бизнесе, признаюсь. Я не могу стоять на месте. Иначе мне кажется, что я недорабатываю.

Я придумала свое агентство с Андреем Канишевским. Сначала у нас случилась любовь, а вместе с ней пришел и семейный бизнес. Примерно пять лет назад появился на нашей кухне в съемной квартире наш «Аппетитный Маркетинг», собранный по первым буквам наших имен. Конечно, мы были безбашенными чудаками. Ни о какой стратегии бизнеса, ни о каких стратегических планах и речи не шло. Мы просто работали и кайфовали от того, какой результат дает наша работа. По наитию. Нам сначала казалось, что 15 ресторанов — это ужас, потом, что 20 — это кошмар, а через какое-то время мы поняли, что 30 — это как-то нормально и можно еще расти. Наверное, тогда мы точно поняли, какая должна быть команда и как она должна работать, чтобы мы могли позволить себе расти и не бояться никакой сложности проектов.

Наша специализация — гастрономический PR. Эта область деятельности на территории РФ настолько же противоречива, насколько и востребована. За время работы агентства было реализовано более 150 кейсов, среди них ключевые объекты Александра Раппопорта, Аркадия Новикова, Антона Пинского, Андрея Деллоса, братьев Васильчуков. За последние два года география существенно расширилась, и теперь это не только Москва, но и Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Сочи, Нижний Новгород и Казань. Кроме того, агентство реализовало государственный контракт по заказу Россотрудничества: «Продвижение российской гастрономической традиции в целях популяризации российской культуры в мире».

У меня три опорных момента в жизни, с которых начался и мой успех, и, как следствие, успех «Аппетитного Маркетинга». Первый — с Канишевским, когда он пригласил меня заняться продвижением нового ресторана Tarantino на Новом Арбате. Там мы познакомились, влюбились друг в друга, сделали кучу классных вещей для проекта. Второй — когда Наталья Савинская (главный редактор журнала «Ресторатор Chef») познакомила меня с Сережей Ерошенко. Он был первым шеф-поваром и инвестором одновременно, который открыл собственный ресторан «Честная кухня». Семейный. Положение «сам себе хозяин» позволяло делать все так, как нужно, чтобы человеку в ресторане было хорошо. Это была такая крутая и своевременная концепция, что в первый же год работы мы получили все возможные премии и награды в стране, в том числе «Ресторатор года» премии «Человек года» по версии журнала GQ. Примерно в это же время мы познакомились с Александром Раппопортом, и это была моя третья судьбоносная встреча. Мы запустили «Brasserie Мост» и открыли «Китайскую грамоту», за нее Александр получил своего первого «Ресторатора года» GQ (второй раз Раппопорт стал победителем премии в прошлом году за рестораны «Восход», «Жеральдин» и гастрономический центр «Зарядье», а в этом году он номинирован за «Крабы&Кутабы». — «Москвич Mag»).

В течение 2013–2014 годов я поняла, что все получается, и, главное, что это дело приносит мне какой-то совершенный, чистый кайф. Я им живу, и это часть меня. И меня без него уже ломает. Поэтому мы все время растем. И за эти годы сделали какой-то просто невероятный объем, чем я очень горжусь. Проектами своими горжусь и командой своей. Очень.

Я поняла, что все делаю правильно, еще в 2003 году, когда провела свою первую встречу в роли пиарщика с программным директором одной радиостанции. Он тогда сказал мне, что у меня все получится, потому что у меня глаза горят и я сама так искренне верю в свой проект. Остальное лишь техника. А вот когда я из фрилансера выросла в одного из ведущих специалистов рынка, тогда я поняла, что работаю на совесть. И очень круто видеть, когда работа моей команды приводит к тому, что ресторан успешно живет и радует и ресторатора, и посетителей.

Моя работа синонимична работе агентства, я задаю тон и вектор, устанавливаю правила и требования, определяю планку. Мои люди — единомышленники, они так же трепетно относятся к профессии и разделяют ценности компании. Высокая степень личной ответственности, погружение в детали, сопереживание, такт, гибкость, умение находить компромиссы, любовь к людям и желание им помогать от души, а не потому, что должен — я считаю, что пиарщик должен быть вот таким. Иметь все эти качества внутри, на генетическом уровне. Натренировать это очень сложно. Скорее даже невозможно.

Кстати, моя одержимость качеством и желание делать наши проекты максимально успешными подтолкнули нас к формированию отдельного подразделения, суть которого состоит в том, что сейчас мы способны не только решать задачи по продвижению ресторана, но и эффективно выстраивать работу внутри него.

Часто задают вопрос: «А прислушиваются ли к вам рестораторы?» Странно приходить к тренеру по плаванию и все занятие кричать: «Я лучше знаю, что такое брасс, загребать не так надо». Смысл какой за это деньги платить, если сам все лучше знаешь, верно? Каждый должен заниматься своим делом, которое он знает и умеет делать хорошо. Однако я всегда стараюсь быть с ресторатором в диалоге. Мы обсуждаем, спорим, придумываем, приводим аргументы. И выбираем максимально лучшее решение. Важен результат. Я не считаю себя умнее других и знаю, что круто учиться друг у друга. Не стыдно не знать, стыдно не спрашивать. Так учила меня мама.

Мой рецепт счастья: любить свое дело и относиться к нему как к неотъемлемой части жизни. Если воспринимать работу только как занятость за зарплату, то счастьем это не назвать. И еще надо людей любить. И уважать. Непонятно даже, что приоритетнее. Равно любить и уважать. Разных. Любого. По-другому невозможно.

У меня совместный бизнес с мужем, и это, наверное, разрыв шаблонов. Но уважение, гармония, четкие договоренности на берегу — вот мои три слагаемых нашего успешного партнерства. Андрей — мой идеальный бизнес-партнер. Хотя должна признаться, что иногда я и сама не понимаю, как все это вообще случилось и получается. Это не мы решили, мне кажется, чтобы мы встретились. Мальчик из Киева и девочка из Перевоза. Это очень мило и явно будет что рассказать внукам.

Пиарщики могут раздражать, и их не любят, но тут важно конкретно, о ком идет речь. Раздражает необязательность, медлительность, срыв дедлайнов, панибратство и манера лебезить по поводу и без. Я с этим сталкиваюсь и учу работать по-другому. Те, кто перестраивается, остаются со мной. Остальные уходят. Людям извне профессия пиарщика кажется легкой, если не сказать праздной. А с другой стороны, чего нас недолюбливать? У нас очень яркая, но и очень трудоемкая работа. Это кажется, что уборка сложнее. А вы поговорили бы весь день, разруливая параллельно десяток дел, при этом оставаясь в хорошем настроении, с улыбкой и желательно без синяков под глазами от недосыпа. И тогда бы вы поняли, что нас обнять надо, а не недолюбливать. Может, от этой недолюбленности и все беды? (Смеется.)

Чаты в ватсапе — это наше все. У меня их более ста только по работе, и там происходит такое количество общения, что иногда голова идет кругом. У нас, как правило, по каждому проекту есть чат с партнерами и чат с командой, которая непосредственно работает с тем или иным рестораном. И вот самый провал — это перепутать чаты и высказаться эмоционально на какую-то рабочую ситуацию. Это и смешно, и ужасно неловко одновременно. Главное правило: отправил — проверь, что отправил и кому. Если промазал — бегом удаляй. Хорошо, сейчас есть такие опции. Слава техническому прогрессу.

Справляться с таким огромным количеством совсем непростых клиентов удается при помощи четкой структуры работы отличной команды. Я с остервенением слежу за тем, как идет работа, и отвечаю головой за репутацию агентства, мою собственную и наших клиентов. Поэтому у меня требования к команде на максимальной отметке. Выживают сильнейшие.

Мои любимые повара, они же мои друзья — это те люди, которые вот уже много лет кормят меня с руки, показывая одной из первых их новые блюда. Когда понимаешь, что стоишь рядом с эмоциями, вкусом, когда можно спросить: «А зачем это и почему вот то?», когда твое мнение важно для них — это такая честь. Мои любимые повара — это все мои ребята, с которыми я когда-либо работала или работаю по сей день.

А дольше всех я работаю с пятью шефами: Димой Шуршаковым, Сережей Ерошенко, Колей Бакуновым, Режисом Тригелем и Витей Апасьевым. С Димой мы работаем с 2011 года, с остальными ребятами стартовали в 2013-м и работаем до сих пор.

Почивать на лаврах я не умею! Какие лавры? Я никогда не довольна собой. Мы же помним, что если человек считает, что он все умеет и всего достиг, то этот скорее мертв, чем жив? Я бы хотела, чтобы во мне никогда не угасли интерес и страсть к моему делу. До тех пор я точно буду в форме. Хороший стимул, правда?

Фото: из личного архива Марии Тюменевой