search Поиск
Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: основатель фестиваля «Young Old: новые старшие» Екатерина Курашева

4 мин. на чтение

Я родилась и всю жизнь живу в Москве. Мне почти 32. У меня есть мечта: хочу в 62 так же смело и уверенно говорить про свой возраст. Как сейчас, чувствовать свободу в выборе занятий, стиля жизни и окружения, чтобы со мной говорили на равных, не списывали со счетов.

Я социальный предприниматель и активистка. Борюсь с эйджизмом и возрастными стереотипами в России. В прошлом году наша команда собственными силами запустила большой городской фестиваль «Young Old: новые старшие».

Мы искали инструмент, который поможет вынести проблему эйджизма в публичное пространство. Последние годы все говорят про феминизм, сексизм, харассмент, гражданские права, и это меняет мир. Нужно понимать, что с эйджизмом рано или поздно сталкивается каждый. Тогда почему про это так мало говорят? Потому что в обществе ограничения, накладываемые возрастом, считаются нормой.

Вначале нас мало кто поддержал. Многие не видят необходимости заниматься этим вопросом, считают старших неперспективной аудиторией. Бренды и коммерческие партнеры, поддержку которых мы искали, чтобы запустить фестиваль, чаще всего в своих маркетинговых стратегиях делают ставку исключительно на сегмент молодых. Если говорить про старших, то принято взаимодействовать с ними исключительно через телевизор, по городскому телефону или поликлинику. А то, что старшие уже давно серфят в интернете, ведут свои блоги и YouTube-каналы, запускают креативные проекты, кажется, мало кто знает. Хотя современное поколение 50–60-летних — это те, кто выходит на пенсию с гаджетами в руках и давно ими пользуется. Спрос на культурный и образовательный досуг старших давно изменился. А предложение в России до сих пор соответствует 30-летней давности. Мы такой Брайтон-Бич для мира в понимании коммуникации со старшим возрастом. Я очень рада, что в том числе нашими силами ситуация начала меняться.

Противостоять эйджизму непросто. Но это стоит того: побороться за свои права, свободу быть таким, как хочется. Возможно, я буду милой бабушкой, которая готовит внукам сырники на завтрак, — эту картинку все любят. А может быть, вложу деньги в бота, который учит критическому мышлению, заведу откровенный Instagram или выйду замуж за рок-звезду помоложе. Если так, у моего окружения и близких могут возникнуть вопросы по поводу моей адекватности. Но по сути это мои личные дела. Общество не имеет права диктовать, что делать, и ограничивать мой выбор возрастом. Причем это касается не только старшего возраста.

Впервые я столкнулась с эйджизмом, когда мне было двадцать. Я делала профессиональное сообщество топ-менеджеров крупных компаний. Мне приходилось выглядеть старше, чтобы мои профессиональные навыки и меня саму воспринимали всерьез. В свои 30 я сталкиваюсь с эйджизмом другого рода. Я не соответствую традиционной модели успеха молодой женщины этого возраста. У меня пока нет детей, я никогда не была замужем. Почему-то эти факты дают право на советы в духе: пора поторопиться, снизить планку, выйти замуж и потом развестись, родить для себя. Но я с этим не согласна — я знаю, куда иду и что хочу, мне не нужно удовлетворять ожидания других. С сорока возникают проблемы на рынке труда, труднее перейти на новую работу, а риски попасть под сокращение увеличиваются с каждым годом.

Поэтому стратегически верно заранее бороться с эйджизмом, который ждет в старшем возрасте. С моей подругой и соосновательницей фестиваля Татьяной Дроздовой мы решили создать собственное пространство в городе, где дискриминации по возрасту не будет. Мы удачно совместили разную экспертизу. Таня — разработчик образования, социолог и исследователь старшего возраста — придумывает всю нашу программу и контент, креативные форматы. Я занимаюсь упаковкой фестиваля — это прежде всего маркетинг и коммуникации, привлекаю участников и развиваю сообщество, осуществляю менеджмент. Мы садимся и вместе создаем концепцию, архитектуру фестиваля. На данный момент у нас команда около 20 человек, сотни волонтеров, которые поддерживают проект, и даже собственный мерч, который выделяет янголдов из толпы.

Наш фестиваль назвали «Пикником Афиши» для олдстеров. К нам приходят тысячи людей — современные горожане старшего и среднего возраста, а также их группа поддержки в лице детей и внуков. Вместе мы меняем представление о том, как может выглядеть событие для пенсионеров. На нашей площадке нет калинки-малинки, баяна, шашек, зумбы или гимнастики для суставов. Мы говорим про современную культуру и искусство, лидерство и гражданский активизм, профессиональную траекторию и свое дело, творчество, образование, личную жизнь, технологии, конструктивный подход к здоровью и, конечно, специфические вызовы возраста. И на откровенные темы, такие как принятие возрастных изменений тела и секс в старшем возрасте, тоже говорим.

Хочется дистанцироваться от безвкусицы, рекламных пенсионеров с белоснежными улыбками, ухода в исключительно слезливо-сентиментальное отношение, но при этом как бы свысока. В наших посетителях мы видим силу, индивидуальность и опыт, которые хочется уважать.

Почему фестиваль? Фестиваль привлекает к себе внимание, сам по себе становится медиа. У яркого, красивого и при этом социального события большие охваты в СМИ и интернете, наружная реклама — это вовлекает весь город, формирует сообщество и дает право голоса.

Фестиваль — современный образовательный формат, позволяет собрать много разных тем на одной площадке, быть свободными в выборе форматов и языка коммуникации. Мы можем делать лаборатории, показывать документальное кино, создавать арт-инсталляции и выставки фотографий, размещать маркет предпринимателей 50+, знакомить участников и собирать лидеров мнений.

У фестиваля есть продолжение — его большое онлайн-сообщество, социальные игры, лектории, которые мы проводим в течение года. Такая модель помогает бороться со стереотипами про возраст.

Во-первых, в одном месте мы собираем огромное количество участников. Невооруженным взглядом видно, что снисходительное отношение и традиционное представление о том, что «любят» пенсионеры, не про них. Во-вторых, к нам приходят те, кто не так уверен в себе, нуждается в поддержке, представлении о стратегии успеха в старшем возрасте и практических инструментах для лучшей жизни. И здесь важна близость сообщества Young Old, вдохновляющие истории других людей, которые ищут ответы на те же вопросы. В-третьих,  используя всю нашу маркетинговую мощь и знание современных инструментов коммуникаций, мы даем слово самим старшим. Они наши звезды, мы хотим рассказывать их истории в социальных сетях и СМИ, снимать в видеороликах, фотосессиях, помогать запускать бизнес, публично высказываться. Мы создаем специальную площадку и отстаиваем интересы нашего сообщества, даем пространство для экспериментов и возможность заявить о себе.

Именно поэтому мы называем наших участников young old, или «новые старшие». Это наш ответ на изменившийся образ старшего человека в современном мире.

Я бы хотела, чтобы наш фестиваль объединял не только участников старшего возраста, но стал площадкой, где говорят и противостоят эйджизму люди моих лет, старше или младше. Площадкой, на которой укрепляется связь между нами и родителями, где мы с уважением относимся к опыту друг друга, даем пространство для новых смыслов.

3–4 ноября 2019 года в КЦ ЗИЛ состоится 2-й фестиваль «Young Old: новые старшие». Вход свободный по предварительной регистрации.

Фото: из личного архива Екатерины Курашевой

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.

Подписаться: