search Поиск
Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: основатель и парфюмерный кутюрье бренда SE Perfumes Мария Борисова

5 мин. на чтение

Я родилась и выросла в Москве на улице Академика Королева.

Детство и школьные годы почти полностью прошли в этом районе: Останкино, Шереметьевский дворец, легендарная пончиковая рядом и, конечно, ВДНХ, куда родители водили меня почти каждые выходные. Прекрасно помню эти запахи: сладкой ваты, аттракционов (да-да, аттракционы тоже пахнут, смазкой для колес и рельсов например), шашлычных. Ну и, конечно, много свежего воздуха, ведь ВДНХ, Ботанический сад и парк «Останкино» образуют один из крупнейших зеленых массивов столицы.

Не могу сказать, что меня всегда влекли запахи и я мечтала стать парфюмером. До 15 лет я профессионально занималась танцами — каждый день тренировки. Мы выступали на днях города и капустниках, где я видела доброго и милого Кобзона и, как мне казалось, огромного и такого звездного Филиппа Киркорова. Возможно, я могла бы продолжать и пойти в какой-то шоу-балет, но решила все-таки сделать ставку на учебу. Поступала я на историко-архивный факультет РГСУ, однако в тот же год его расформировали и мне пришлось учиться на политолога. Эта стихия оказалась совсем не моя. И сейчас стараюсь сторониться политики, порассуждать о ней — скорее к моему мужу.

К слову, именно с ним, путешествуя по Бельгии весной 2010 года, мы наткнулись на фестивале в центре Брюсселя на лавочку парфюмера, с которым сотрудничаем до сих пор. Знакомство стало поистине определяющим в моей профессиональной жизни. Хотя поначалу этого ничто не предвещало. Мой муж, а тогда еще молодой человек Андрей вообще отговаривал меня пробовать духи, упакованные в какие-то страшненькие китайские флаконы и выглядевшие даже хуже, чем подделки. Однако их содержание просто покорило меня, мой мозг и обонятельные рецепторы. Это была настоящая крафтовая парфюмерия, селективы.

Я уже была знакома с некоторыми нишевыми ароматами и понимала, чем они отличаются от массовой парфюмерии. Ароматы брюссельского парфюмера покорили меня сразу. Он прямо на месте сделал аромат по моим любимым на тот момент ноткам, я взяла визитку и вернулась в Москву. Здесь меня все стали спрашивать, чем от меня пахнет, вот честное слово, даже на улице или в магазине незнакомые люди останавливали, извинялись и спрашивали, что за аромат на мне. Трудно такое представить в Москве, где люди, как мне кажется, все-таки более закрытые и сдержанные, чем в Берлине или Нью-Йорке. Но до сих пор для многих наших клиентов этот волшебный аромат под №15 один из любимых и базовых.

В общем, через месяц я решила закупить у парфюмера несколько видов его ароматов по 10–20 штук и попробовать их продать на маркете выходного дня, которые тогда только зарождались. Это был Sunday Up Market. Мы купили минимальный декор, выставили духи в «страшненьких» флаконах, напечатали описания и визитки и приготовились все продать в первый же день, ведь у нас «такой крутой продукт». Но все пошло не по плану. Многие просто сторонились нашего мини-стенда, не желая даже слушать запахи, но те, кто останавливался, слушали, начинали интересоваться, некоторые возвращались и покупали. Сейчас, спустя почти десять лет, я вижу, как, наверное, забавно и нелепо выглядел наш бренд, который даже не имел логотипа. В итоге мы не продали и половины, отбили аренду, возможно, что-то заработали. Но твердо решили оформить наш бренд: придумать название, фирменный стиль, упаковку и, самое главное, начать придумывать свои духи, а бельгийский парфюмер их бы производил. Он охотно согласился на это. С первым названием и фирменным стилем помогли коллеги мужа из дизайн-студии. Selection Excellence по-французски — «превосходный выбор». На логотипе изображен мальчик, собравший цветы в тележку.

Так, спустя год мы уже участвовали в крупных фестивалях: Seasons, «Пикник Афиши», Faces&Laces, «Ламбада Маркет». К тому моменту я уже три года занималась логистикой в Louis Vuitton и для дальнейшего развития бренда нужно было принять решение об уходе и сосредоточиться на духах.

Обстоятельства сложились так, что решение оказалось правильным. В том же 2012 году мы знакомимся на «Пикнике Афиши» с PR-директором «Абрау-Дюрсо» и прямо там придумываем идею, что молодой бренд селективной парфюмерии создаст для старинного шампанского дома «Абрау-Дюрсо» собственный аромат. Полгода разработки, согласований на самом высшем уровне менеджмента «Абрау», и мы ударили по рукам. В итоге создали совершенно замечательные два парфюма Cuvee Abrau и «Настроение Абрау» и один аромат для дома «Воздух Абрау». Коллаборация настолько всем понравилась, что «Абрау» еще несколько раз заказывал у нас по тысяче флаконов для продажи и подарков.

Это прекрасное сотрудничество придало нам дополнительный импульс в развитии, и мы решили искать возможности открыть свой парфюм-бар. На поиск подходящего помещения по адекватной цене и дальнейший ремонт ушло почти два года, и вот в августе 2016-го мы открылись в новом на тот момент торговом центре «Океания». В основе стояла концепция именно парфюм-бара, где каждый клиент смотрит как будто в барное меню из сложносочиненных коктейлей наших духов. В целом могу сказать, что наши парфюмы и правда уникальны: они индивидуально раскрываются на коже у каждого, очень стойкие (от 10 до 24 часов), они не похожи ни на что из массовой парфюмерии — я вообще перестала следить за ней, чтобы не повторяться. Сейчас в моей коллекции уже 35 парфюмов, два аромата для дома, два вида скрабов. Вдохновение для создания ароматов я привожу из путешествий, черпаю в людях, прогулках, событиях, ищу ассоциации с любимым городом — Москвой. Так, кстати, рождалась наша коллаборация с Историческим музеем, для выставки которого «Красавец-мужчина» в 2017 году мы придумали собственный аромат. Он тоже до сих пор продается, как в музее, так и у нас — очень удачным получился.

Мы много продаемся в регионах, почти в каждом миллионнике у нас есть свой дистрибутор, пытаемся выйти за пределы России — изучаем возможности как онлайн-продаж, так и открытия представительства в одном из европейских городов. В Москве мы закрылись в «Океании» — нам очень сильно повысили аренду, а аудитория в ТЦ сильно упала. В конце прошлого года открылись в «Москва-Сити», в башне «Федерация». Но тут грянул локдаун — и пришлось сконцентрироваться на онлайне. Мы выпустили сертификаты по стоимости ниже любого нашего парфюма и просили клиентов поддержать нас в сложное время и приобрести сертификат, по которому они потом смогут приобрести любой парфюм вне зависимости от цены. И насколько же было приятно, когда сотни наших клиентов со всей страны не только покупали эти сертификаты, но и писали такие теплые слова поддержки.

Я очень люблю живое общение, особенно с нашими клиентами, но времена такие, что офлайн-магазин сейчас служит по сути точкой самовывоза. В «Сити» мы планировали завоевать новую аудиторию офисных работников, но башня «Федерация» сейчас фактически пустует. Поэтому, чтобы находить новых последователей нашего бренда и презентовать клиентам новые ароматы, мы придумали так называемые домашние дегустации, когда мы будем приезжать к человеку по заявке на дом или в офис и он сможет выбирать из наших пробников сколько душа пожелает.

Все же я надеюсь, что жизнь после снятия всех ограничений сильно не изменится. Говорят, что настанет эпоха «наслаждения живым общением и любви». Пусть так и будет.

Фото: Даниил Овчинников

Подписаться: