search Поиск Вход
, 5 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основатель компании Smart Wood Андрей Лаптев

, 5 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: основатель компании Smart Wood Андрей Лаптев

Я родился в Сергиевом Посаде и прожил здесь довольно значительную часть своей жизни — вплоть до окончания вуза.

В качестве специальности выбрал криогенику, физику низких температур. Проследить, откуда взялась эта мысль, несложно — под Сергиевым Посадом работал центр ракетно-космической промышленности, и, видимо, что-то во мне щелкнуло.

Сейчас я думаю, что в 16 лет вообще мало кто точно понимает, чем хочет заниматься в будущем — в этом возрасте идеи романтизированы и размыты. Именно поэтому так важно всегда помнить, что ни одно принятое решение не окончательно. Ты в любой момент можешь все изменить. Сам я делал это не раз.

Сначала решил получить второе образование. Потом пошел работать и, если заглянуть вперед, ни одну из своих специальностей так и не использовал по назначению. Зато в продажах — моей первой серьезной работой стал салон мотоциклов BMW — все как-то сразу пошло бойко. Я пришел туда менеджером по продажам, и тогда мне было по-настоящему интересно этим заниматься. Сегодня купить дорогой мотоцикл может плюс-минус каждый: есть много кредитных программ, премиальный сегмент стал доступнее. В то время наш продукт могли позволить себе немногие, да и продукт этот был не из простых. В мотоциклах BMW понимали единицы, и каждая продажа была искусством. Нужно было найти подход к клиенту, выстроить с ним отношения. В этом был азарт.

Когда меня позвали с нуля поднимать мотосалон официального дилера Honda, я согласился. Это был новый вызов, хороший способ не заскучать. Тогда это был единственный в России, а то и в мире официальный дилер Honda, который сделал ставку исключительно на мотоциклы.

Для меня этот проект стал практически собственным бизнесом. Я получил первый опыт почти предпринимательской деятельности — несмотря на то что я все еще работал по найму, вся ответственность за принятие решений, а значит, и успех или провал, лежала на мне. В рамках этого проекта я начал делать в том числе мотопутешествия по всему миру, что-то вроде клуба, в России мы запустили эту историю одними из первых. Мы же стали первыми на нашем рынке, кто сделал ставку на интернет-рекламу, и она выстрелила. Было много экспериментов, новаторских решений. Все получилось, я занял пост генерального директора и в результате мог стать собственником этого бизнеса. Но со временем по-настоящему интересных задач, а вместе с ними и моего личного запала, становилось все меньше. Я понял, что полностью реализовался в этом направлении и взял от него все, что мог. Стало ясно: пора браться за что-то свое.

В моей семье мужчины всегда работали руками. Это считалось правильным и почетным. Поэтому то, что в итоге я пришел к деревянному домостроению, вполне естественный процесс. Еще во времена «Хонды» я параллельно участвовал в строительных проектах, имел возможность примериться к специфике этого рынка.

В конце концов я принял решение создавать свою компанию, свой бренд. Понимал, что моя сильная сторона — умение организовать проект, команду, продать конечный продукт. И что лучше всего я умею работать именно с премиум-сегментом — масс-маркет я просто не понимал и не знал, с какой стороны к нему подступиться. Все как-то сложилось в стройную систему, и строительство дорогих, качественных и красивых деревянных домов опередило все альтернативные варианты. Хотя я подходил к выбору довольно прагматично и рассматривал в том числе IT-проекты как очень перспективное направление. Но жажда что-то создавать все же вышла на первый план.

Чтобы что-то организовать, нужно понять, как это работает изнутри. Так я тогда решил и через блоги и профильные группы нашел бригаду ребят, которые согласились обучить меня плотницкому делу. Около года я бесплатно работал плотником, узнавая все с нуля. Это помогло мне изучить рынок деревянного домостроения и сформулировать, что мы можем ему предложить. Когда обучение было окончено, я пригласил тех самых ребят стать моими партнерами. Так появились Smart Wood и наша команда — я, главный архитектор Дмитрий Стеняев и руководитель производства Виталий Ким.

Моей главной идеей было создать по-настоящему прогрессивную компанию, которая давала бы своим клиентам качество и сервис высокого уровня. В деревянном домостроении на тот момент было много классных мастеров и бригад, но не было управленцев, которые могли бы организовать их и сделать рывок на рынке. И я решил, что такой компанией станем мы.

Для запуска Smart Wood пять лет назад мы собрали личные сбережения — с моей стороны это было что-то около 600 тыс. рублей. На них мы купили ручной инструмент и первый подержанный автокран, чтобы не зависеть от аренды. При этом мы сразу замахнулись на рынок премиального продукта и заявили о себе как о компании, которая строит качественные, красивые и дорогие деревянные дома по индивидуальным проектам.

Сегодня средняя стоимость дома Smart Wood «под ключ» — порядка 100 млн рублей. Это еще одна деталь, которая помогла нам завоевать свою аудиторию — до нашего появления практически никто не подходил к работе комплексно. Были отдельные компании, которые строили сруб, кто-то другой доводил его до ума, отдельная бригада проводила инженерные коммуникации и так далее. Прежде чем приступить к строительству, заказчик должен был найти генерального подрядчика или собрать этот конструктор сам.

Я сразу решил, что все работы, а значит, и всю ответственность за проект, я беру на себя. И такой подход «выстрелил» — он дает клиенту уверенность в качестве, а контакт только с одним лицом, а не с бесконечными подрядчиками, значительно экономит нервы и время.

Сегодня мы активно работаем за рубежом — только в 2019-м мы одновременно вели работы на Кипре, в Казахстане и сразу в нескольких регионах России.

Рынок стремительно меняется. Даже за относительно короткий период существования Smart Wood это легко отследить. Больше нет равнодушных заказчиков, которых я изредка, но встречал в начале своего плотницкого пути. Тех, что «не важно, какой будет дом, главное, чтобы побольше и побогаче». Люди много путешествуют, много видят, впитывают любовь к североамериканской, канадской и скандинавской архитектуре. Требования становятся выше, но мы только рады — это полностью соответствует нашим вкусам и задачам.

Изменился и подход к продаже. Люди больше не горячатся, становятся размереннее и дольше принимают решение. Мы должны с этим считаться, но это как раз то, что я умею и люблю делать.

Сейчас я сделал главным приоритетом оцифровку нашего дела. Деревянное домостроение для многих — это что-то такое традиционное, исконное и не очень связанное с автоматизацией и цифровыми технологиями. Но мне бы хотелось объединить их и продолжать делать стабильно качественный продукт. В первую очередь это внедрение понятной системы управления проектами, чтобы поддерживать оптимальное соотношение цены, качества и сервиса. Во-вторых, полная реорганизация отдела продаж и его автоматизация. В-третьих, маркетинг. В кризис мы полностью отказались от имиджевой рекламы и сосредоточились на интернете и тех форматах, которые помогают нам получать заявки и лиды.

На самом деле, когда находишь дело своей жизни, любая сложность превращается из проблемы в задачу. Решать их трудно, но интересно. Предпринимательство никогда не бывает легким. Когда мы строим дом, мы не просто возводим стены — мы даем людям воплощенную мечту об уюте, домашнем тепле, семейных вечерах у камина. Прибыль не последний мотиватор, но счастье, которое испытывает человек, войдя в свой собственный деревянный дом, стоит гораздо больше.

Ни один кризис не заставил меня задуматься о том, чтобы все бросить. Сейчас я уверен, что сделал правильный выбор и занят тем, что по-настоящему умею и люблю. Многие владельцы бизнеса стремятся наладить систему так, чтобы отойти от дел, получая прибыль. Но это не мой путь, мне по-прежнему интересно быть в центре всех проектов и дел. Надеюсь, это чувство всегда будет со мной.

Фото: из личного архива Андрея Лаптева