search Поиск
Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: основатель Музея советской игрушки Илья Зибарев

6 мин. на чтение

Сорок лет назад я и представить не мог, что игрушки моего детства станут основой собственного музея.

Я родился и вырос в Ленинграде в семье инженеров. Папа часто ходил в экспедиции на Северный полюс, мама тоже много работала, так что я много времени проводил с моей любимой бабушкой и собакой. Судя по тому, уже в начальной школе у меня был набор «Лего», мою семью можно было назвать очень благополучной (это я понял не так давно, так как практически ни у кого из моих сверстников «Лего» в детстве не было).

С детства я любил коллекционировать: марки, вкладыши, значки, даже старинные книги. Еще я собирал модельки машин — их у меня было целых 56. Иногда родители покупали иностранные модели: мама и папа были связаны с Балтийским пароходством и какие-то так называемые чеки у них водились. Думаю, страсть к машинкам была попыткой компенсировать то, что у нас не было своего автомобиля. Папа не очень любил водить, и машина появилась в семье поздно. Мы с моим другом Сашей, который жил на третьем этаже (а я на восьмом), часто представляли, что ездим в грузовиках «Совтрансавто» — красивых оранжевых фургонах производства Volvo, которые вывозили советские товары за границу. Нам казалось очень романтичным ехать в другую страну, ночевать прямо в машине на полке, поэтому мы с ним часто делали себе такой же грузовик из стульев и подушек и играли часами.

Моя профессия никак не связана с моим детским увлечением. После школы я поступил, пожалуй, в самое престижное место в Ленинграде 1991 года — на юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. После выпуска и работы в Смольном, в администрации города, выиграл грант Ее величества королевы Великобритании и уехал в Лондон изучать политологию и международные отношения. Вернулся уже в Москву, пошел работать к друзьям в юридическую фирму, а потом и в банковскую сферу, которую оставил только два с половиной года назад. Я работал в разных банках, но самым интересным временем и самым интересным местом работы был, конечно, «Альфа-Банк».

В годы работы в банках меня полностью удовлетворял мой образ жизни. Более того, когда я учился и строил карьеру, игрушки и другие увлечения вообще пропали из моей жизни, мне было не до коллекционирования. В 30 лет я занимал руководящие должности, из-за того, что все очень быстро менялось, я должен был резко и быстро принимать решения. Путешествия, решение квартирного вопроса, покупка автомобиля — тогда все это было в приоритете, этого хватало. Да и мир в целом был другим. Хотя иногда страсть к коллекционированию давала о себе знать, так, в частности, в одну из многочисленных поездок в Лондон я купил небольшую винтажную модельку мотороллера (она, кстати, до сих пор со мной), но это были единичные случаи.

Все изменилось, когда я благополучно женился и у меня появились дети — сейчас их трое. Я захотел показать им игрушки, с которыми играл сам, чтобы они познакомить их со своим детством, со всеми своими 56 машинками, солдатиками,которыми восхищался тогда. Но выяснилось, что я не могу этого сделать. Все мои машинки сгорели вместе с родительской дачей: во время шторма на дом упала сосна, и случилось короткое замыкание. Это было очень обидно, но я подумал, что явно не был единственным ребёнком в СССР, у которого имелись свои игрушки. Пошел на «Авито», нашел объявления и купил всяких солдатиков и машинок, в общем, все подряд и самого разного качества.

А потом я столкнулся с моделькой жестяного мотоцикла Ленинградского завода металлоизделий и просто влюбился в эту игрушку — по ней видно, что каждая ее деталь сделана с любовью. Это прямо искусство. Тогда я понял, что сейчас можно найти не только обычные игрушки, но и совершенно шедевральные вещи в идеальном состоянии.

Таким образом, печальный эпизод стал основой моего нового увлечения и создания большой красивой коллекции советской игрушки.

Все это выросло в большое и не дешевое увлечение. В России мало старых игрушек, особенно в оригинальных коробках, потому что никто их никогда не рассматривал как коллекционные вещи. А тем временем для коллекционирования очень важны коробки. Шрифты, цвета, графические решения на коробках советских игрушек можно изучать и рассматривать, как советские плакаты. За границей с этим лучше, там история коллекционирования игрушек давняя, поэтому многие игрушки я покупаю в других странах, чаще всего в Нидерландах и США. Единственная моя проблема — я ничего не понимаю в куклах. У нас в музее есть небольшая коллекция пупсов, особенно с фабрики «Красный треугольник», но именно кукол я стараюсь не брать. Мне нужно найти человека, который сможет ими заняться.

Мне нравится эстетика советской игрушки, нравится ее дизайн, и я хочу, чтобы люди видели, как это стало частью нашей культуры, нашего пространства. В Советском Союзе творческие люди, которым не давали писать или рисовать что-то серьезное, находили выход в том, чтобы создавать, например, детские книжки. Скульпторы по той же причине делали игрушки, и такой авторский подход очень заметен, как в случае с Борисом Савельевым и его наборами игрушечных солдатиков для Астрецовской фабрики металлических игрушек. Такие образцы нужно ценить и беречь!

Сейчас в коллекции около тысячи игрушек, все они — часть виртуального музея. Ядро музея — предметы 1970-х и 1980-х годов с акцентом на игрушках Ленинградского завода металлоизделий, одной из ведущих фабрик того времени. Есть также небольшая коллекция игрушек из ГДР.

Мы сознательно не стали делать музей в советском стиле, как многие сейчас любят. Из того времени у нас, пожалуй, только экспонаты и цветовые решения. Сейчас мы делим игрушки по коллекциям, делаем для них фотографии в 2D и 3D, ищем информацию: какой завод их выпускал, как они назывались, в каком виде продавались и т. д. Какие-то вещи нам подсказывают наши подписчики в социальных сетях, которых тоже волнует эта тема, так что можно сказать, что мы собираем сообщество ценителей и ностальгирующих. Музей ориентирован на широкую публику, но и дизайнерам, и искусствоведам на него тоже стоит обратить внимание, потому что в теме советской игрушки невероятный простор для исследования и вдохновения.

Даже сейчас, когда вокруг музея собирается небольшое виртуальное сообщество, я часто вижу по реакциям людей, что какие-то игрушки из коллекции они видят впервые, особенно те, что выходили до 1970-х. До этого времени не было массового производства игрушек из пластика, а достать какую-либо заводную вещицу было трудно.

Еще одно интересное наблюдение — то, как часто люди вспоминают о детстве и какие истории они начинают рассказывать, когда мы выкладываем какой-нибудь револьвер с пистонами или вертолет со стартером. Я понимаю, что в такие моменты игрушки становятся своеобразной машиной времени. Когда я сам держу в руках машину или мотоцикл, с которым играл в детстве, я тоже молниеносно переношусь на много лет назад. Я знаю людей, которые вспоминали эпизоды из своей жизни, не всплывавшие в их памяти десятилетиями, благодаря каким-то игрушечным грузовикам или конструкторам.

Советские игрушки нравятся и сегодняшним детям. Я это вижу в том числе по своим. Они обожают советские игрушки! Они понимают, что в моем случае это коллекционные вещи, поэтому очень аккуратны, когда берут их в руки, но когда мы им разрешаем, играют с большим удовольствием.

После того как о музее узнает большое количество людей, мы будем искать пространство — либо для выставки, либо для постоянного музея. Конечно, мы и сейчас можем найти площадку в Чертаново, но я этого не хочу. Я ставлю себе задачу вернуть наследие в массы. Для этого нужна хорошая модная площадка с высокой проходимостью. Нам очень нужны единомышленники, которые скажут: да, на нашей площадке — в Политехническом музее, на ВДНХ или в «Гараже» — мы можем сделать такой музей. Даже та тысяча экспонатов, что сейчас есть, не займет много места, но мне бы хотелось, чтобы музей выглядел под стать экспонатам — красиво, а на его площадке проходили лекции на тему советской культуры, игрушек, дизайна, типографики.

Моя задача — сделать так, чтобы музей работал успешно и окупался и не требовал лишних затрат. В идеале, конечно, иметь небольшую прибыль, чтобы и дальше развивать музей: закупать игрушки, описывать их, делать выездные выставки в других городах. Я вижу несколько путей заработка: продавать сами игрушки, мерч, книги, другие товары, связанные с советской культурой, и привлекать спонсоров. Это добрая, красивая история, я думаю, что некоторые компании вполне могут позволить себе стать партнерами музея.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Фото: Мария Скавинская

Подписаться: