search Поиск Вход
, 4 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основатель проекта «Дари еду!» Игорь Шатунов

, 4 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: основатель проекта «Дари еду!» Игорь Шатунов

Меня зовут Игорь Шатунов, мне 33 года, я родился и вырос в Москве, у меня небольшой бизнес в сфере IT и организации мероприятий.

Раньше желания системно помогать людям у меня точно не было. Были приоритеты на карьеру и личное развитие. Как и большинство людей, я иногда принимал участие в волонтерских акциях, делал небольшие пожертвования в разные фонды, но точно не думал, что буду заниматься этим системно.

Это началось случайно. В одной из заграничных поездок увидел похожую инициативу, так называемую полку добра. Это была локальная акция магазина, который решил сделать полку с бесплатным хлебом. Собственник магазина каждый день размещал на ней бесплатный хлеб, а нуждающиеся могли его оттуда забирать. Мне понравилась идея делиться едой, и я подумал, что можно попробовать сделать что-то похожее в Москве. Только сразу решил, что формат нужно поменять, так как в наших реалиях он нормально работать не сможет. Так появилась идея сделать именно боксы, в которые продукты может положить любой желающий, а вот далее их уже будут проверять и распределять волонтеры.

Вместе с Алисой Шатуновой, сооснователем «Дари еду!», мы планировали просто установить один бокс для сбора продуктовых пожертвований и тем самым сделать доброе дело для района, в котором живем и работаем. Но так случилось, что придуманный нами формат понравился и другим торговым центрам, потом сетевым магазинам, и так мы поняли, что формат нужно развивать и масштабировать. Этот процесс нас быстро затянул, и теперь для нас это дело, без которого мы уже не представляем своей жизни.

Мы устанавливаем специальные боксы в торговых центрах и продуктовых супермаркетах, куда покупатели могут пожертвовать продукты. Собираем продукты длительного хранения в целой фабричной упаковке.

Выбрали продукты потому, что это простой, понятный и доступный формат. Такая помощь всегда была и будет нужна людям в трудной жизненной ситуации.

Множество семей тратят на продукты половину своего бюджета и часто стоят перед выбором — еда или оплата счетов.

Cистемный благотворительный сбор продуктов в России редкое явление. Количество организаций, которые решают данную проблему, ограничено, а государственной поддержки малоимущим семьям не хватает.

Когда мы начинали, ни у кого из нас не было опыта в благотворительной сфере, и, конечно, мы совершали много ошибок. Первый наш бокс, который мы сами начертили и заказали у мебельной компании, получился огромным, хотя на чертежах нам так не казалось. Когда мы привезли его на место установки, нам пришлось импровизировать и долго объяснять управляющему торгового центра преимущества такого размера.

И, конечно, мы были не готовы к тому, что проект будет так быстро развиваться. Первые полгода в нашем проекте было всего три человека, а боксов — уже больше десяти, и располагались они в разных концах города. Времени ни на что не хватало, поскольку мы сами проверяли продукты на сроки годности, упаковывали их в пакеты и развозили по нуждающимся, и при этом была основная работа. Зато теперь мы знаем, как работает весь процесс, буквально до мелочей, это помогает нам в обучении волонтеров и сотрудников.

Как это ни удивительно, реакция у москвичей на нашу деятельность очень мотивирующая. Людям нравится наш формат, потому что он понятный — зашел после работы в магазин, купил еду для себя и еще немного для того, кто сейчас в трудной ситуации. Пожертвовать упаковку макарон или крупы может практически каждый, это доступный формат помощи.

К сожалению, нуждающихся в помощи сильно больше. Поэтому мы все время стараемся придумать что-то новое, чтобы увеличить размеры собираемой помощи. Работа нашего проекта построена таким образом, что мы не помогаем одним и тем же людям бесконечно, наша задача — помочь преодолеть кризисный период: болезнь, увольнение, семейный конфликт и тому подобное, а дальше человек начинает справляться сам. Исключение только для тех, кто в силу обстоятельств (возраст, болезнь) уже не сможет обеспечивать себя самостоятельно.

Сейчас наш приоритет — это создание сильной инфраструктуры фонда. Для этого мы открываем новые филиалы в городах России, оптимизируем логистику, разрабатываем digital-сервисы, которые помогают увеличивать объемы собираемой помощи.

Сейчас наше финансирование держится на грантах и субсидиях, мы понимаем, что это большой риск, поэтому стараемся придумывать сервисы с уклоном в социальное предпринимательство. Хороший пример — наш благотворительный интернет-магазин dariedu.ru. В нем люди покупают продукты не себе, а нуждающимся. В стоимость этих продуктов заложена небольшая наценка, которую мы направляем на развитие фонда. Также через сайт можно оформить ежемесячную подписку и без ущерба для своего кошелька каждый месяц жертвовать 50–100 рублей на еду для нуждающихся.

Мы запустили магазин год назад и благодаря поддержке людей каждый месяц закупаем у оптовиков около 1 тонны продуктов.

Через пять лет мы рассчитываем открыть филиалы в 50 городах России и увеличить размер собираемой помощи до 50 тонн ежемесячно. Это амбициозные цели, но с поддержкой людей вполне достижимые.

«Дари еду!» был первым проектом в России, который стал устанавливать боксы для сбора продуктовых пожертвований, в этом мы первопроходцы. Сам формат фудшеринга появился в Москве раньше, в виде самоуправляемых сообществ, которые и сейчас очень активно работают в социальных сетях. Они не концентрируются на помощи нуждающимся, их миссия — сделать потребление разумнее и спасти еще пригодные продукты от попадания на помойку.

Мы тоже стараемся продвигать формат осознанного потребления. Для этого выступаем с лекциями или сами организовываем мероприятия на эту тему. К примеру, 26 сентября в одном из московских коворкингов мы провели первую в России фудшеринговую конференцию. Пригласили на нее представителей самых активных фудшеринговых сообществ, владельцев кафе и продуктовых магазинов. Вместе подумали, как можно наладить передачу нереализованной еды нуждающимся. На самом деле процесс сложнее, чем кажется, много проблем с логистикой, юридической стороной вопроса. По итогам конференции попробуем протестировать несколько идей, верим, что совместными усилиями у нас все получится.

Кстати, название придумала мой партнер и сооснователь «Дари еду!» Алиса Шатунова. Мы познакомились с ней незадолго до старта проекта, и я предложил ей развивать его вместе. Буквально за одну ночь она придумала название и нарисовала наш очень символичный логотип.  Кстати, полгода назад мы поженились, и это, пожалуй, классный пример, как «Дари еду!» меняет жизнь вокруг себя к лучшему.

Благотворительный проект «Дари еду!» помогает продуктами нуждающимся людям с 2016 года. 

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Фото: из личного архива