search Поиск Вход
, 3 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: руководитель партнерского направления ВШЭ и музея «Гараж» Мария Польникова

, 3 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: руководитель партнерского направления ВШЭ и музея «Гараж» Мария Польникова

Я родилась очень скучно: в Москве, в семье юриста — выпускника МГУ и историка искусств — выпускника МГУ.

В 6 лет основательно решила стать юристом и больше в моей голове не было пространства для мечты, только тру хардкор. Окончила факультет права НИУ ВШЭ, где получила совершенно удивительные знания и камрадов. Но к пятому курсу (а я училась во времена, когда студенты учились пять курсов специалитета) трагично поняла, что меня ничего не интересует в самой юридической профессии. И нет такого дела, на котором я хочу сконцентрировать силы и время.

Мне очень повезло: друзья увлекли меня рассказом о новых для России инвестиционных проектах, где государство частично отказывается от своей монополии и приглашает частного партнера вложить средства и экспертизу в обмен на доход от эксплуатации объекта. Так я стала заниматься строительством платных дорог.

Затем мне повезло еще сильнее — я забеременела, а ближе к моменту рождения ребенка понимала наверняка, что грудничок, поездки по всей стране и ненормированный рабочий день плохо сочетаются с тем материнством, которое мне близко.

Так совпало (меня и правда преследует удача), что мой близкий друг (а смысл скрывать нашу дружбу?) Антон Белов (директор музея «Гараж») позвал меня за энное количество времени до того, как случилась радость беременности, развивать академические проекты, то есть проекты высшего образования и науки, в «Гараже». Преподаю я с 2008 года, а страсть заниматься университетскими проектами была всегда — к тому моменту я уже успела поработать в трех вузах.  Для реализации подобного проекта нужен академический партнер, в качестве которого был выбран НИУ ВШЭ. Помимо удовлетворения очевидного бюрократического интереса (ведь в России для выдачи дипломов нужно обладать образовательной лицензией) хотелось работать с институцией, которая выступит воронкой внутрь для студенческого сообщества, схожего с нами по ценностям. Я — выпускник Вышки, бывший аспирант факультета права, а в течение нескольких лет еще и приглашенный преподаватель университета, так что с уверенностью могу шутить о том, как удачно сумела «продать» принадлежность к alma mater. Формой партнерства стала базовая кафедра. Нас поддержали коллеги от профильных образовательных направлений университета, оказалось, что у студентов есть большой интерес к современному искусству, а программ такого типа в Вышке не было. Базовая кафедра имеет статус общеуниверситетской, то есть открыта к работе в самых разных формах со всей Вышкой. Например, по итогам одной из встреч Ярослав Иванович Кузьминов (тогда ректор НИУ ВШЭ. — «Москвич Маg») предложил нам создать майнор, и сейчас он стал одним из самых востребованных в университете.

Совместный проект с Вышкой — это и образовательные программы (сейчас их три, а в этом году мы планируем открыть еще немного), и инфраструктура для научных исследований, как индивидуальных, так и коллективных. Программу магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве» придумал музей «Гараж» на фоне системного кадрового голода в российской культурной индустрии, обсуждаемого в течение десятилетий. Моментального решения для этой проблемы не существует. Темпы трансформации культурной среды даже сейчас, в период экономической стагнации, носят рекордный характер. А образование, которое так же, как и культура, прошло через кризис в конце 1980-х — начале 1990-х годов, пока не поспевает за развитием рынка профессий во многих отраслях, в том числе и в культурной, и продолжает готовить специалистов (историков искусства, культурологов, музеологов), ориентированных преимущественно на изучение истории искусства. Эти знания, важные и нужные, недостаточны для работы в современном музее. Наша программа готовит профессионалов, которые могут стать частью команды любой музейной институции, проекта по развитию культуры отдельных регионов или городов (например, программ реконструкции парков, создания фестивалей, сезонных мероприятий и пр.).

В декабре 2020 года в моей голове спрессовались размышления о профессионализации труда, и вместе с Юрой Юркиным мы открыли кадровое агентство Zakadrom, которое занимается подбором вакансий и соискателей в культурной индустрии. Проект работает и с корпоративными заказчиками (работодателями), и с теми соискателями, которые прямо здесь и сейчас хотят поменять место работы или начать карьеру в отрасли.

Фото: предоставлено пресс-службой музея «Гараж»