Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: сокуратор европейской биеннале современного искусства Manifesta 2020 Катерина Чучалина

2 мин. на чтение

Я не москвичка, живу в Москве 13 лет. Десять из них работаю куратором в фонде V-A-C.

Недавно европейская биеннале современного искусства Manifesta пригласила меня сокурировать свой 13-й выпуск, который пройдет в Марселе в июне 2020 года.

Это волнующе и интересно. «Манифеста» была создана как номадическая биеннале, то есть проект, который каждые два года меняет место проведения: Мурсия, Франкфурт-на-Майне, Генк, Санкт-Петербург, Цюрих, Палермо. Каждые два года «Манифеста» приглашает кураторов (одного или нескольких), чтобы предложить стратегию соединения художественных практик и социокультурной и политической среды каждого города.

Я выросла на Каспии, в Астрахани, училась романо-германской филологии. Честно говоря, проследить закономерную траекторию моего становления как куратора довольно сложно. С одной стороны, время и место — российская провинция у моря в 1990-х годах — не предполагают карьерного планирования. В тот момент предугадать или спланировать свою жизнь и судьбу не представлялось возможным; профессий, которым нам предстояло посвятить жизнь, попросту не существовало. Это развязывало руки, делало все равно возможным и нереальным. А с другой стороны, в эту профессию приходят люди с совершенно разным образованием и опытом: среди моих коллег по цеху есть и журналисты, и философы, и математики, и лингвисты. Искусствоведы, тоже, конечно, есть.

Сразу после университета я работала в библиотеке, в отделе редких книг, копалась в пыли драгоценных фолиантов, занималась расследованиями, раскопками, историями. До сих пор вспоминаю этот мир с сентиментальной нежностью — в той библиотеке были книги на арабском, французском, русском языках, все они встретились там не случайно. Первую выставку я и сделала там. Этот импульс происходит от желания поделиться чем-то сложным и прекрасным для тебя лично. Вопрос всегда, как донести то, что ты хочешь, не высушив по дороге этот импульс. Очень быстро мне стало ясно, что этого невозможно достичь без понимания современной визуальности, эстетики, чувствительности, но также и без осознания современных культурных, социальных и политических процессов.

В этот момент я получила грант и уехала учиться в Лондон, там уже в полной мере стало понятно, что такое художественный мир — мир музеев, галерей, независимых кураторов, знаменитых и безвестных художников, теоретиков. Мир противоречивый — заманчивый и отталкивающий одновременно.

Все это было давно, я переехала в Москву и работаю в V-A-C, который мне дал очень много для профессионального формирования и роста. Мы делали очень разные проекты — в Москве и Венеции постоянно, но еще и в других городах — Лондоне, Нью-Йорке. Я много работаю напрямую с художниками, это всегда суперинтересно, мне очень повезло с этим. Форматы проектов бывают самые разные: иногда собираешь сложную комбинацию группового проекта в специальном выставочном пространстве, а иногда работаешь «в поле», в открытой среде, в городе — и в этом случае постоянно находишься в диалоге, в переговорах, уговорах и разговорах с коллегами и партнерами. Сейчас, например, готовим программу «Расширение пространства — это не центр»: художники, театральные режиссеры, музыканты и архитекторы делают проекты совместно с районными учреждениями и ассоциациями, библиотеками, кинотеатрами и парками.

Фото: София Панкевич

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Подписаться: