search Поиск
Яна Жукова

Почему вы должны меня знать: сооснователь Be.Live.Organic Фати Карелина

5 мин. на чтение

Совсем недавно, 5 октября, на Live Organic Awards мы получили две очень важные премии: наша живая хлорелла Be.Live.Organic — лучший полезный напиток, а меня экспертное жюри признало лучшим ЗОЖ-предпринимателем. Но мы к этому шли девять лет.

Даже сегодня «производство хлореллы в России» звучит странно, а в 2010 году, когда мы только начинали, это было странно вдвойне. Ассоциации с ЗОЖ у людей были другие — странные мальчики и девочки с дредами, бубнами и горящими глазами, уровень доверия ко всему новому на рынке был значительно ниже.

В 2010 году мой муж Николай и его друг уже занимались изучением рынка суперфудов, так как активно интересовались и практиковали альтернативные методы управления здоровьем, и была идея создать бизнес в этой области. Узнали о хлорелле и начали мониторить внешние рынки: древнейшая микроводоросль, популярный БАД в порошке и таблетках, продукт национальной системы питания Японии и предмет огромного количества научных работ. Интернет вернул их обратно в Россию. Выяснилось, что в 1960-х хлореллу изучали в рамках космической программы СССР, но все сошло на нет. Позже они узнали, что в России был ученый, который нашел уникальный планктонный штамм хлореллы и проводил эксперименты по его культивированию.

Второй партнер потом вышел из дела, но Коля уже принял решение создать промышленную технологию производства хлореллы. Так мы остались вдвоем, точнее, втроем. В это время я уже была беременна, и реакция моя была достаточно яркой: «Самим производить хлореллу — ты серьезно?!»

Конечно, мне было страшно, пугали неизвестность и перспективы все тех же мальчиков с бубнами. Но в какой-то момент просто поняла, что «этот поезд в огне» и теперь хлорелла с нами навсегда.

Хлорелла — это растительный мезим, энтеросгель и витамины одновременно: она восстанавливает пищеварение, стимулирует иммунитет, выводит токсины и тяжелые металлы, эффективна даже при некоторых тяжелых заболеваниях. Это маленькая крошка (всего 5 микронов!), и мы с ней друг друга нашли.

Через некоторое время мы договорились о лицензии на штамм и начали искать инвестиции для того, чтобы построить производство. Нас поддержал знакомый: Володя вошел в дело и до сих пор с нами. Условие у него было одно — мы должны полностью посвятить себя проекту и не иметь других заработков. А я на тот момент была чиновником и еще занималась маркетингом. Любила работать и прилично зарабатывала. Наши доходы тогда сократились в четыре раза — 25–30 тысяч после 130.

Выглядело все достаточно просто — технология помещалась на листе А4. Но на деле оказалось сложнее: нам нужен был стабильный продукт без водорослевого запаха и вкуса, с долгим сроком хранения (сейчас он составляет шесть месяцев) и без использования антибиотиков. Необходимо было из лабораторной технологии создать промышленную. Мой муж создал с нуля и запатентовал практически все: методы культивирования и ингибирования, фотобиореактор, системы освещения и охлаждения, программы автоматизации. Производство было готово только через шесть лет, общий объем инвестиций составил 180 миллионов рублей.

В 2016 году, когда мы запустили первые продажи, рынок ЗОЖ уже сформировался, появились первые российские бренды, которые убрали из коммуникации с потребителями фанатизм. Заниматься своим здоровьем стало нормальным. Но нужен был авторитетный партнер, чтобы наш маленький бренд начали воспринимать всерьез. Бюджета на маркетинг не было, все доступные средства были направлены на технологию.

Тогда я взяла еще не упакованную хлореллу (мы разливали ее в стандартные литровые бутылки, такие часто используют производители молока) и пошла на крупное ЗОЖ-мероприятие, чтобы познакомиться с экспертами. Презентовала ее Дарье Лисиченко («Город-Сад»). Она сказала: «Сделайте хорошую упаковку, и я поставлю вас на полку». Так я получила ментора и первое решение о покупке в ритейле. Мы упаковались и назвали бренд Be.Live.Organic. Это название полностью раскрывает нашу философию: «Будь! Живи! Органично и легко!» Человеческая жизнь — это главная ценность.

Для нас хлорелла такой мостик между здоровьем и удовольствием: легко пить, легко хранить, легко брать с собой. Мы не учим жить, просто стараемся помочь. Хлорелла подходит и тем, кто считает каждую калорию, и тем, кто не хочет регулярно испытывать чувство вины за съеденный на обед бургер. Это может быть как SOS-средство для экстренной детоксикации при отравлении или простуде, так и регулярный прием для тех, чей ритм жизни не позволяет заморачиваться с питанием, БАДами и т. д.

В 2017-м я поняла, что для того, чтобы расти быстрее, мне нужно поучиться у практиков, наладить новые связи и капитализировать бренд. Пошла учиться в бизнес-школу «Сколково». Там я и поучилась, и хорошо пошумела в бизнес-сообществе, обошла весь этот рынок ногами — теперь все знают, что хлорелла — это такая зеленая штука, которую продает Фати, девушка с розовыми волосами.

Там же, в «Сколково», Михаил Хомич — спасибо ему за это большое — сказал мне одну из самых важных вещей, которая сильно изменила мой подход к бизнесу: «Видел твои успехи, ты крутая. То, что вы сделали на рынке за такой короткий период времени, действительно здорово. Но ты являешься узким местом в своей компании, потому что тебя нельзя масштабировать».

Это была правда, все решения и знания по коммерциализации проекта были внутри меня и моих партнеров: нам нужно было себя декомпозировать. Мы стали думать, какие изначальные человеческие и профессиональные качества и какие дополнительные soft skills привели нас к такому результату. Выписали наши ценности и задачи и начали собирать команду. Сейчас в ней уже больше 20 человек.

Один из наших главных критериев — быть головонабокнутым: если есть проблема и стандартный подход не работает, нужно просто наклонить голову набок, и неожиданное решение найдется. Это умеют делать не все.

Мы не берем на работу функцию, мы общаемся с живыми людьми: human to human. Люди могут ошибаться, события меняются, приходит новая информация, нужно постоянно адаптироваться. Это возможно при сплоченной команде — доброй, смешной и сильной, прощающей друг другу недостатки и готовой воспринять все сложности как очередной челлендж. Поэтому мы не работаем с «красавчиками», теми, кто лучше и умнее всех, — они не учатся, им нельзя дать обратную связь.

Система ценностей нашего бренда — это три П. Персонифицированный бренд, мы — фаундеры — подписываемся подо всем, что делаем. Прозрачное производство — мы не скрываем состав продукта и этапы его создания от потребителя, приглашаем на производство партнеров, чтобы они сами могли убедиться в условиях и качестве. Третья П — френдли-позиционирование: мы максимально открыты и рады каждому.

Еще одно направление нашей деятельности — экология. Есть глобальная мировая экологическая проблема — цветение водоемов токсичными сине-зелеными водорослями: запасы пресной воды ограничены, водоемов все меньше, и они заболачиваются. Так вот, моя крошка хлорелла спасает планету от этого вредного цветения. Мы уже несколько лет работаем в качестве субподрядчиков с Росатомом, хотим спасти Байкал, потому что и он, и Селигер зацвели. Но это развивается непросто. Надеюсь, лет через пять ситуация изменится, а пока большинство знают меня как хлорелломать.

Моя мечта — чтобы однажды в той самой рождественской рекламе с Санта-Клаусом на грузовике люди пили не коричневую сладкую газировку, а нашу полезную зелень. А еще меня всегда вдохновлял космос, поэтому я внимательно слежу за космическими программами Илона Маска и Питера Тиля и точно знаю, что однажды мы поговорим с ними о том, чем же люди будут питаться там, наверху.

Фото: София Панкевич

Подписаться: