Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: основатель краудфандинговой платформы Planeta.ru Федор Мурачковский

6 мин. на чтение

Я москвич в пятом поколении. Родился в роддоме на улице Олеко Дундича.

Оттуда меня привезли на Кропоткинскую, но эту квартиру я не помню совсем. Тогда расселяли коммуналки, и мое детство прошло в Гагаринском районе. А когда я пошел во второй класс, родителям дали квартиру в Братеево.

Я рано начал работать. Еще до поступления в институт мыл машины, разгружал вагоны, был курьером, менеджером по продажам. Потом понял, что надо получать нормальную специальность. В годы моей юности было модно быть юристом, экономистом. Поступил в Московскую государственную академию водного транспорта на юридический факультет. Мы были «юристами дальнего плавания», как мы себя называли. Сдавал в академии общий курс водного транспорта, думал, зачем оно мне вообще надо? Но все когда-то оказывается полезным. В 2013-м попал в свою первую регату — и заболел. Получил права, сейчас хожу в регаты просто баковым матросом. Я по жизни рулю, а иногда очень приятно побыть подчиненным под грамотным руководством. Разгружает голову.

Параллельно с учебой в академии тоже работал. Устроился продавцом на Горбушке, а потом с приятелем выкупили одну точку, вторую, третью…  Так что вуз окончил я уже предпринимателем: запускал магазины с кассетами и дисками. Иногда по-прежнему стоял за прилавком сам, но разорваться не мог. И вот однажды сосед на Горбушке сказал: «А у меня из Новосибирска приехал хороший, толковый мальчик. Ищет работу». Я говорю: «Хороший, толковый? Ну давай его ко мне!» Мне как раз на новую точку в Коньково нужен был продавец. Ну мы и забились с этим хорошим мальчиком встретиться в Коньково. А я даже не спросил, как он выглядит. Только уточнил, можно ли на него рассчитывать. Стою у метро, смотрю: выходит здоровый, высокий парень в красных кроссовках и с красными волосами. Смотрю на это чудо, как-то сразу понимаю — он. Подхожу: «Ты Вася?» Он: «А ты Федя?» Ну и все, Вася (Василий Андрющенко, сооснователь Planeta.ru. — «Москвич Mag») стал у меня работать. А потом оказалось, что мы оба болеем за «Локомотив», начали ходить в походы, несколько раз Василий меня очень выручил. В общем, сдружились.

Кризис 2008-го совпал с моим личным кризисом жанра. К тому моменту я уже занимался развитием крупных розничных сетей: Московского ювелирного завода, гипермаркетами «Карусель» и прочим. И я устал от этого всего. Заработал приличные деньги и решил, что хочу создать полноценный свой проект. При этом горбушкинские магазины я уже, конечно, перерос. Ну и хотелось чего-то более глобального, такого, чтобы приносило людям реальную пользу. Как бы пафосно это ни звучало, хотелось капитализма с человеческим лицом.

И вот мы втроем с Василием и его братом Максом Лакмусом в баре «Кружка» начали плюс-минус искать нишу. Как-то пришли к обсуждению пиратства в музыке. Для Макса эта тема была особенно животрепещущей: он играет на бас-гитаре в «Би-2», ну и развивает свой коллектив «Лакмус». Макс искренне переживал, что студии звукозаписи перестали вкладываться в музыкальную индустрию, что музыканты стали записываться как попало из-за нехватки денег, что интернет заполонили пираты. Мы задумались: что нельзя украсть? То, чего еще нет! Так мы решили сделать сервис по предзаказу музыкальных альбомов. С одной стороны, он помог бы музыкантам избежать посредничества лейблов и продюсеров, а с другой — стал бы новой системой взаимоотношений с поклонниками. Все знакомые крутили пальцем у виска и говорили, что в России люди никогда не будут платить за то, чего еще нет. А мы верили в эту идею. Это было в 2009-м. Тогда же за рубежом возник Kickstarter. Но о нем мы узнали позже, набив первые шишки. Так что, по сути, изобрели велосипед. Ничего, я с юности уверен, что гораздо эффективнее учиться на своих ошибках. Больнее, дороже, но да, эффективнее.

Больше года ушло на придумывание своей модели, создание прототипа сайта, поиск первоначальной команды. В 2011-м на сайте появился первый проект — можно догадаться, что это был проект группы «Би-2». Это так легко и логично звучит сейчас, но сколько мы тогда набили шишек! Буквально лбами пробивали стену недоверия. Но оказались правы: схема заработала. Поклонники вкладывались в будущий альбом. А когда он вышел — это был альбом Spirit, на создание удалось собрать 1,2 млн рублей — стали радостно делиться со знакомыми опытом участия в краудфандинге. Ну это же правда круто: быть причастным к созданию пластинки любимого музыканта, по сути, стать его сопродюсером.

Седьмого июня 2012 года мы собрали пресс-конференцию в «РИА Новости» и рассказали об официальном запуске «Планеты». Сейчас этот день считается днем российского краудфандинга. Уже тогда стало понятно, что схема может быть применима не только в музыке, но и в других сферах. Есть идея, но нет денег? Привлекай к финансированию тех, кто может быть заинтересован в ней! Понятно, что музыкантам в этом смысле проще: их фанаты привыкли платить за концерты, за мерч, у них уже есть поклонники. Но я уверен, что горящий своей идеей человек может замотивировать аудиторию, даже не будучи рок-звездой. Авторы «Планеты» это подтверждают.

У нас активны 16 разных тематических категорий проектов. Семь лет назад 80% кампаний были музыкальными — это понятно. Но сейчас музыкальных проектов примерно столько, сколько и общественных, городских, социальных. И меня это очень радует. Потому что краудфандинг развивает гражданское общество, делает жизнь ярче, интереснее, удобнее и добрее. Я часто выступаю и очень радуюсь, когда после лекций люди подходят и говорят, что краудфандинг делает людей добрее. Я и сам так считаю. Даже на примере Москвы: благодаря краудфандингу появляются новые кафе, облагораживаются городские пространства, ремонтируются помещения, выходят новые театральные постановки. Точнее, благодаря людям. Самое важное в краудфандинге — это все-таки люди: авторы проектов и спонсоры, которым интересно в них участвовать.

При этом спонсоры не просто донатят, а получают бонусы за поддержку проектов: те же диски, книги, приглашения на премьеры, личные встречи с авторами. Это история о взаимной выгоде. Мы же, со своей стороны, получаем комиссию с успешно завершенных проектов. Вот и выходит тот самый капитализм с человеческим лицом. А никто не верил!

В этом году мы перешли важный рубеж — в последний день зимы, 28 февраля, авторы наших проектов собрали миллиард. Меня очень вдохновляет, что это не гранты, не инвестиции, а именно что народные деньги. Средний чек — 1300 рублей. Кто-то поддерживает проекты на 500 рублей, кто-то — на 10 тысяч, кто-то — на 100. Одна москвичка с завидным упорством вкладывала в понравившиеся проекты по рублю, часто по нескольку раз. Подняли статистику и ахнули: оказалось, что за семь лет она потратила на краудфандинг больше 700 тысяч! По-моему, этот частный пример отлично характеризует краудфандинг в целом: большие суммы складываются из самых разных взносов. И в этом смысле краудфандинг — отличный инструмент объединения людей.

Я вообще утопист, против стран, не понимаю мерил между государствами. Глупо растрачивать ресурсы человечества, а не консолидироваться. Сколько мозгов, денег, времени потрачено на это не имеющее смысла соревнование! Насколько эффективнее было бы, если бы люди объединились: изобретение вакцин от рака и СПИДа, освоение новых территорий, космоса, любых пространств пошло бы значительно быстрее. Границы — это архаизм. Это противопоставление всем гуманистическим ценностям: мы все люди.

Краудфандинг стирает, расширяет границы. Находясь в Москве, ты можешь в пару кликов построить общественный центр в деревне Малый Турыш, про которую и не узнал бы никогда. Или можешь за две минуты поучаствовать в создании нового мультфильма Гарри Бардина, на чьих мультфильмах вырос. И в этом смысле, кстати, совсем неважно, в Москве ты или нет. Мы условно для всех. Потому же мы и называемся «Планетой». Нам изначально хотелось объединить аудиторию. В глобальном смысле у нас очень масштабная цель: объединение всего хотя бы русскоязычного населения планеты.

Краудфандинг — это сложный продукт. И о нем нужно постоянно рассказывать, его нужно объяснять. Поэтому мы придумали свою «Школу краудфандинга» и ездим по разным регионам с лекциями, обучаем потенциальных авторов проектов. А сейчас делаем программу по обучению крауд-продюсеров, специалистов по продвижению кампаний. Такой профессии формально даже нет (над внедрением мы тоже активно работаем), а у нас уже есть обучалки. Ну и еще из ближайших планов открытие своего офлайн-магазина. Вернее, это будет такое пространство с шоурумом, где мы хотим проводить встречи с авторами кампаний или те же лекции. Интернет-магазин товаров, созданных благодаря народному финансированию, у нас работает уже несколько лет, вот теперь поняли, что надо его расширять. Так что надеюсь в скором времени пригласить читателей этого материала к нам в гости.

Фото: Карина Градусова

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.

Подписаться: