search Поиск
Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: сооснователь независимого книжного магазина «Маршак» Наталия Платонова

4 мин. на чтение

Я родилась в городе Волгограде и жила там до 24 лет. В детстве играла в учителя и во врача.

В учителя потому, что видела в школе, это была моя реальность. Во врача потому, что моя тетя работала гастроэнтерологом, а мама — воспитателем в больнице. Так что я много времени в детстве проводила в больнице, потому что приходила к маме. И бабушка была фельдшером. Для бабушки врач была одной из самых престижных профессий, о чем она нам постоянно говорила. Когда я писала сочинение в начальной школе на тему «Кем вы хотите стать», я написала, что хочу быть собачьим доктором, потому что забыла слово «ветеринар».

Я не стала ни врачом, ни собачьим доктором, но окончила педагогический университет и даже поработала учительницей 2,5 года. Но я не хотела быть учителем, хотела связать жизнь с иностранными языками и переехать в Лондон. Правда, после того как окончила университет, поняла, что не хочу уезжать из своей страны. Я общалась с разными иностранцами и видела разницу между их стилем общения и нашим. Там есть какой-то стандарт – ты суперприветливый, всем улыбаешься, но неизвестно, что на самом деле человек думает. Для меня важна искренность.

Помимо книг в сферу моих интересов входит документальная фотография.

Почему появился книжный магазин «Маршак»? Как и многие маленькие проекты: потому что людям чего-то не хватает, и ты сам делаешь то, чего тебе не хватает. Так и появился независимый детский книжный магазин «Маршак». Нам не хватало места, куда мы могли прийти и выбрать из классных книг ту, которая подойдет, получить удовольствие от пребывания в этом месте. У нас появился ребенок, и мы открыли для себя новые миры. Так же как если ты ломаешь ногу, то тебе открываются новые миры неудобства перемещения по городу. Новые предлагаемые обстоятельства меняют твою жизнь. Мы пришли выбрать книгу в большой книжный магазин, и для нас это было тяжело и стрессово. После этого нам пришла идея сделать самим такое место, где будут собраны лучшие детские книги. Это был конец 2016 года, тогда такого места в Москве не было.

Концепция выбора книг для любого независимого книжного — это вкус его хозяина. Так что мы выбираем из предлагаемых детских книг на российском рынке лучшее, но, естественно, это все субъективно. Мы опираемся на свое представление о том, как надо строить отношения с маленькими людьми. Для того времени мы сделали необычную выкладку в книжном магазине: мы поставили книжки обложками, чтобы было удобнее выбирать. Когда ты приходишь в большой магазин и видишь корешки книг — это яркая рябь, и ты ничего не понимаешь. Неподготовленный человек может выбрать книгу по названию, исходя из того, что он сам читал в детстве. Но познакомиться таким образом с современной литературой (а ее очень много и классной) ты просто не сможешь. Обложка для того и существует, чтобы привлечь человека, заставить его заглянуть внутрь.

Изначально магазин мы открывали втроем: я, Сережа Карпов и Поля Плавинская. Сережа хотел назвать магазин именем какого-то важного деятеля, следуя традиции независимых книжных, вроде «Циолковский». Мы стали думать, как назвать магазин. И Сережа обратился к Маршаку, стал смотреть биографию, и мы поняли, что он идеально подходит к тому, что мы делаем. Кроме того, что Маршак писал для детей, он занимался спасительной деятельностью. Он давал работу писателям, спасая их от голода, тех же обэриутов. Их взрослые произведения нигде не публиковали, и Маршак придумал детские журналы «Чиж» и «Еж», где они публиковали свои детские произведения и могли существовать. Так что ту современную литературу, которую мы имеем, во многом сформировал Маршак. Он не только писатель, а большой культурный деятель.

Открытие у нас было грандиозное: пришли около тысячи человек. Мы не ожидали. Но на следующий день к нам пришли два человека, а через день — вообще ни одного. Так начались будни маленького магазинчика, который скрыт во дворах Покровки (наш адрес: Казарменный переулок, 4, строение 3), где мало кто ходит. Мы стали развивать свои социальные сети, нам очень помогало, когда люди рассказывали про нас. Когда тепло, к нам приходит больше людей, потому что гуляют. Мы шутим, что у нас метеозависимый магазин. Посмотрев прогноз погоды, можно понять, сколько ждать гостей.

Наша основная сложность — это наша концепция. Мы сильно ограничили свой ассортимент: хотим показывать классные книги и знакомить людей с красивыми изданиями, граничащими с произведениями искусства. Но не все готовы в свою жизнь впустить современную литературу. Некоторые приходят за русскими народными сказками, Пушкиным, Маршаком, Чуковским, потому что люди не знают, что еще можно купить. А это как будто проверено временем: моя бабушка читала, моя мама читала, я читаю, и мои дети и внуки будут это читать. С одной стороны, это здорово, когда есть эта ниточка, связывающая поколения, и она должна быть. Но за это время произошло очень многое (не только начали выпускать классные книжки), и в нашей жизни, во взгляде на жизнь, в отношении к детям, к женщинам все кардинально поменялось. Если вы сейчас будете пересматривать старые фильмы, вас будет что-то триггерить: некоторые шутки сейчас уже звучат не очень прилично. А новые книги несут эту современную реальность. Даже язык устаревает. Десять лет назад и сейчас — это два разных языка. Я читала книгу автора 1960-х годов, и даже там я пробираюсь через текст, это я — человек с филологическим образованием, который много всего прочитал, а что говорить о детях, которые даже не знают значения каких-то слов. Мы с дочкой пытались читать Пушкина: там нужно объяснять буквально каждое слово. Это не просто книжку на ночь прочитать, это уже чтение со словарем, образовательный процесс.

Когда началась история с пандемией, все мы столкнулись со сложностями, а для маленького бизнеса это вообще была катастрофа. И как раз тогда к нам пришли ребята из «МТС Твой бизнес» с предложением разместить нас на свою онлайн-карту офлайн-бизнеса «Знаем лично». Предложили нам рассказать о себе, о своем проекте, мы подумали: «А почему бы и нет!» Для нас это была дополнительная реклама, мы могли расширить свою аудиторию и это была возможность рассказать о себе — вдруг кто-то классный узнает и придет. Мы согласились, вышло интервью, и они не просто сделали пост в соцсетях, а сделали рекламу с нашим интервью, и на нас стали массово подписываться люди, нас тогда это очень сильно поддержало, к нам стало приходить больше людей, о нас узнала широкая аудитория. Еще команда «МТС Твой бизнес» сделала чат в телеграме, где собрали разных владельцев бизнесов, это тоже хорошая возможность для коллабораций и проектов, нетворкинг. Мне кажется, что карта, где собраны классные проекты города — очень хорошая идея, не только для владельцев бизнеса, но для абсолютно любого человека. Например, ты едешь в другой город, каждый раз приходится искать хорошие места, куда сходить. А сейчас у тебя есть карта, где можно изучить все интересные точки в одном месте.

Фото: предоставлено проектом «МТС Знаем лично»

Подписаться: