search Поиск Вход
, 5 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: создатель мультфильмов о детских эмоциях «Про Миру и Гошу» Наташа Ремиш

, 5 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: создатель мультфильмов о детских эмоциях «Про Миру и Гошу» Наташа Ремиш

Я родилась в Москве, на Патриках, в большой и не очень приятной коммуналке. Позже мы переехали в свою квартиру, которую родители получили, простояв в очереди 15 лет.

Я окончила МГИМО, факультет политологии, хотя я совершенно точно знала, что политика меня не привлекает. Я всегда хотела работать с детьми. Но в детстве я не знала других профессий, кроме учителя и детского врача, так что из двух зол выбрала меньшее — врача. Но одновременно я уже тогда писала книги: печатала их на машинке, склеивала листы и делала аппликации.

После института я стала пиарщиком, маркетологом, и поняла, что работать с детьми можно по-разному. Например, можно пойти в какой-нибудь Pampers или в «Агушу». Однако получилось намного лучше, чем я могла предположить. Я начала писать тексты для своих детей, и эти тексты оказались достаточно хорошими, чтобы их опубликовали. Издательство заключило со мной контракт, и мы обсуждали сразу пять книг.

К тому моменту по одному из рассказов мы уже сняли мультик, и он попал на национальный канал «Карусель» и получил хорошие охваты на YouTube. Так стало понятно, что этот проект можно развивать, а я занимаюсь тем, чем мечтала с детства: пишу книги и работаю с детьми.

Помимо прочего мне было интересно заниматься именно сферой отношений и эмоционального мира ребенка — еще в 8 лет я пообещала себе, что, став взрослой, постараюсь рассказать другим взрослым, что детям бывает очень обидно, больно и грустно, хотя родителям причина их грусти не кажется уважительной. Я писала в дневниках, что родители забывают, как они были детьми, и что детские чувства тоже очень важны. Да, дети не зарабатывают деньги и не готовят ужин, но при этом они так же сильно чувствуют и так же часто хотят быть понятыми, как взрослые.

Я стала выбирать острые для родительской аудитории темы. Было понятно, что если тема острая для мамы, то там будет и другая сторона, то, что коснется ребенка. Мне хотелось писать книги и создавать мультики, которые помогут маме увидеть чувства ребенка, а ребенку — понять, что его чувства имеют право на существование. Они легитимны, они честные и нет в них ничего плохого.

Я придумала семью: маму, папу, троих детей разного возраста и бабушку с дедушкой. Ну и, конечно, собаку, которая всех мирит. На примере этих героев мы разбираем разные ситуации, учимся друг друга поддерживать и проживать эмоции. Например, что делать, когда теперь принцессой называют не тебя, а младшую сестричку. Или когда ты мальчик, и у тебя слезы на глазах, а друзья во дворе говорят, что парни не плачут. А еще вдруг оказывается, что бабушка и дедушка тоже когда-то были детьми, мама может кричать от усталости, а папа способен ошибаться. Этот проект помогает и родителю, и ребенку. Попробуйте без подготовки найти слова для дочери, когда она приходит домой в слезах после того, что ребята в классе назвали ее некрасивой. Да, вы скажете, что для вас она самая красивая. Но ее это не удовлетворит. Надо перекопать кучу литературы, чтобы понять, что за этим стоит и что же все-таки ответить, чтобы дети в классе не загнали ее в комплексы. Вот это мы и делаем. Изучаем, находим самое важное и трансформируем это в мультик на 6 минут. Родителю тоже важно посмотреть этот мультик. Потому что ребенок в следующий раз забудет, а мама напомнит: «Помнишь, что в мультике Мира сказала?»

Сталкиваемся мы и со сложностями. Например, у нас никогда не было инвестора или каких-то больших денег на создание проекта, а мультики требуют серьезных вложений, они дороже, чем кино.

Стоимость одного мультика — 3 млн рублей. Наши инвесторы — это обычные мамы и папы, они дают деньги на создание мультиков. Это люди, которые понимают, что такие проекты помогают и их детям, и другим. Кто-то переводит 100 рублей, кто-то 100 тысяч. Кто-то регулярно, кто-то разово. И все это имеет значение, это важно. Так же, как то, что люди рассказывают о проекте, делятся в сетях.

Вторая сложность — ожидания. Мультик длится всего 6 минут, и каждый родитель хочет видеть в нем ответ именно на свой запрос по заданной теме. Это физически сделать невозможно, потому что любая тема имеет разные углы. Поэтому мы берем самый распространенный вопрос (а часто родители не знают, что именно на это надо обратить внимание) и говорим о нем. Например, родители боятся, что их детей уведут маньяки, и хотят сделать мультик, который объяснил бы ребенку, что делать, если потерялся. Как реагировать на чужих и т. д. Но я начинаю смотреть статистику и понимаю, что девять из десяти детей, на которых в полиции есть заявление, ушли в итоге из дома сами. И получается, что смотреть надо не в сторону педофилов (да, такие случаи есть, но их единицы), а внутрь семьи. Ведь побег из дома не менее опасен, во время побега с детьми может случиться разное. Вот этот мультик.

И тут всплывает третья сложность — ответственность. Мультик не снимает с родителя ответственность за отношения с детьми. Мы можем объяснить, что не надо бить младшую сестру, не надо обижать мальчика на площадке, важно есть овощи и что красота — понятие относительное. Но это все не будет иметь смысла, если родители сами будут бить своих детей, обзывать соседа, есть только чипсы и говорить, что девочке важнее всего быть красивой, чтобы выйти замуж. К счастью, среди тех, кто поддерживает проект, таких почти нет. Но все равно иногда мы слышим: «Показал мультик, помогло на пять минут, потом опять». Да, воспитание — это такой процесс, лет на восемнадцать, к сожалению. Причем не понятно, кого воспитывать больше: ребенка или себя.

И четвертая сложность — сделать полезный контент интересным. На каждую тему так много хочется сказать, но детям важен экшн, игра, смешные моменты. Чтобы не свалиться в морализаторство и нравиться детям, нам нужно делать наш познавательный проект развлекательным. Выезжаем за счет режиссуры. Сейчас ставим новые рельсы производства: мокап, как в американских фильмах. Когда герои — это настоящие актеры. На них надеты датчики, они двигаются как мультяшные (это самая сложная часть), а на экране уже получается анимация.

Успешным проект стал благодаря команде и тем, кто в нас верит. Нас много, почти все работают на волонтерских условиях, роли распределены, текучки почти нет. Если раньше вся коммуникация шла через меня, то сейчас все члены команды общаются друг с другом, и я часто даже не знаю, о чем договорились. Мне просто прилетает задача: «Наташа, напиши 10 марта в инстаграм на такую тему». И я делаю.

Кроме того, я думаю, мы и правда создаем хороший продукт. Это касается и книг, и мультиков. У нас сотни отзывов от родителей, и по ним мы видим эффект от проекта. Например, одна из мам написала, что сын расплакался, когда смотрел мультик «Обидно» (о том, как Гошу, главного героя, обзывают рыжим и гонят с футбольной площадки). Оказалось, что сына написавшей нам мамы тоже обзывают в новой школе. Но он ей об этом не говорил. Благодаря мультику она узнала и смогла его поддержать.

В планах делать по два мультика в месяц, брать темы, которые мы раньше не брали, потому что родители бы их не поняли. Например, что уверенность в себе идет не от того, что вы развиваете свои слабые стороны, а от того, что вы знаете свои сильные.

Еще мы начинаем рассматривать работу с другими странами, к нам стали приходить бренды, которые хотят быть частью проекта. Мы хотим начать зарабатывать на контенте, чтобы растить количество мультиков. И, честно говоря, у меня есть идея другого очень нужного мультсериала, но пока я об этом не скажу. Это будет просто бомба.

YouTube-канал Наташи Ремиш с мультфильмами про Миру и Гошу.

Фото: из личного архива Наташи Ремиш