, 3 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: создатель платформы «Школа дела» Иван Моручков

, 3 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: создатель платформы «Школа дела» Иван Моручков

Около восьми лет назад я загорелся идеей создать сообщество людей, которым было небезразлично будущее нашей страны и которые хотели бы что-то изменить.

На тот момент я уже около 15 лет занимался образованием, работал в самых разных школах и частных проектах, поэтому мое внимание было приковано к этой сфере.  Мой порыв тогда поддержал основатель компании «Фаберлик» Алексей Нечаев, нам стало ясно, что в содружестве можно сделать большое дело. Пройдя такой путь в образовательных проектах, я точно понимал две вещи:

  1. В России все-таки есть люди, которые заинтересованы во внутреннем развитии страны, и их довольно много.
  2. Также мне было понятно, что образование — это мощная, сильная сфера, которая может очень сильно повлиять на умы людей, может перевернуть ход истории. Так вот, из этого образования в 1990-е была изъята неотъемлемая часть — неформальное лидерское образование, «пионерство». Смысл которого был следующим: людьми надо заниматься, они не могут быть брошены и не могут быть «ничьими». Если они «ничьи», то они и идут «никуда». В настоящих, качественных подростковых организациях детей ведут «старшие товарищи», направляют с детства, помогают пройти кризисы, не съехать в плохие компании или девиантное поведение. По сути, такой институт есть во многих странах. В Америке, например, эту роль берут на себя скауты, которые сильно интегрированы в систему школьного обучения.

Сформулировав все это, мне стало ясно, что пора действовать. Осталось понять, как и куда идти: стартовать со студентами или школьниками? Или как-то иначе?

Есть огромное множество разных форм. Но мы выбрали одну конкретную и самую эффективную — вуз. Изначально мы пробовали и экспериментировали, разработали специальный курс подготовки учителей для ведения предпринимательских клубов. Но в какой-то момент поняли, что без реального предпринимательского опыта невозможно преподавать эту дисциплину. Более того, это очень практикоориентированный курс, который нацелен на постоянное развитие наставников в данной теме. Учитель обычно универсален и больше склонен к классической педагогике, чем к наставничеству. Поэтому мы начали работать со студентами и поняли, что это наиболее эффективная и качественная модель для масштабирования предпринимательства в школах.

Ребенок, окончивший школу, умеет только учиться. Поступая в институт, он продолжает также только учиться, а выйдя за двери учебного заведения, он становится зачастую никому не нужным специалистом, не имеющим опыта. Пойти по пути предпринимательства решаются единицы. Во-первых, это страшно, во-вторых, не имея опыта, люди с большой долей вероятности будут совершать много ошибок и, потеряв деньги и силы, получат разочарование вместо радости. И моя задача заключалась в том, чтобы создать проект, который еще со школьного возраста по всей стране будет заниматься просвещением предпринимателей по трем аспектам:

  1. Непосредственно предпринимательская деятельность.
  2. Социальное мышление: видеть проблемы общества и развивать их решения.
  3. Стрессоустойчивость.

Плановая работа в школах произошла немного позже, четыре года назад. Это тоже было важным решением. Теперь в наше сообщество может попасть и студент, и просто ученик. Самое главное для реализации идеи было не просто создать прототип и воспитать, научить школьников делать предпринимательские проекты, так как это может практически любая специализированная организация, которая занимается образовательной программой. Самое важное было создать настоящую машину по подготовке и обучению наставников и систему их внедрения в школы, так как проект предполагал тиражируемость и большой масштаб. Мы построили уникальную систему, которая стала работать таким образом, что студенты на первом году обучения погружались в предпринимательство, создавали бизнес-проекты, осваивали ряд социальных практик и на финальной стадии проходили курс наставничества. Таким образом, на 2–3-м курсе у них появлялась возможность работать с учениками 9–11-го классов и передавать свои знания по принципу «молодые — юным», где все участники процесса  общаются на одном языке. Студенты получают уникальную управленческую практику по ведению коллектива школьников и созданию вместе с ними предпринимательских проектов, обкатывая свои знания в реальной жизни.

Самое важное, что нам удалось, это решить вопрос сменяемости кадров, потому что в рамках нашей системы студенты ведут свои группы не более двух лет. У них есть возможность продолжить свою работу, но многие выбирают самостоятельный путь, и на смену приходят новые наставники. За время прохождения полуторагодичного курса школьников учат исследовать, выявлять гипотезы, искать то, что необходимо обществу, разрабатывать маркетинговые кампании, а главное, реализовывать проекты на практике с последующим управлением или их продажей. Статистика показала, что из 200 проектов — 30% жизнеспособных. Процесс монетизации проекта, как правило, проходит через регистрацию ИП совместно с родителями. Сейчас платформа работает уже в 5 тыс. школах России. И наш вызов в том, чтобы сделать систему саморазвивающейся.

В этом году, я считаю, мы совершили очень большой рывок, мы смогли укрепиться в школах Москвы и открыли еще 20 новых городов. Это, я надеюсь, сможет создать веселую и классную тусовку молодежи, которая вместе делает проекты, вместе ездит в походы и лагеря, вместе строит компании. Я бы хотел, чтобы это стало настоящим веселым движущимся вперед организмом.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Фото: из личного архива Ивана Моручкова