, 3 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: создатель сервиса доставки «Много лосося» Александр Мутовин

Я родился в Красноярске в 1986 году. В первый класс я шел еще в советской форме — это был последний такой год. Детство прошло, как у всех ребят того времени. Мы с друзьями играли в футбол, еще я занимался хоккеем и подводным плаванием. Школу при этом удалось окончить с серебряной медалью. Помню, единственное, что мне совсем не давалось, это русский язык.

После выпуска я переехал в Москву и поступил в Высшую школу экономики.

Моя мама была известным эндокринологом в Красноярске. Она много работала, поток пациентов в государственной поликлинике был нескончаемый, но платили, к сожалению, мало. Поэтому врачебное дело я не рассматривал в качестве выбора профессии. А вот отец был предпринимателем. Он вечно придумывал что-то новое и был в постоянной движухе — продает, покупает, потом снова покупает и продает. Думаю, это сильно повлияло на меня и на мой карьерный путь в будущем.

Кстати, первый бизнес, если можно так назвать, случился с друзьями еще в школе: мы устраивали дискотеки в спортивном зале для сверстников с платным входом. Покупали оборудование, колонки, сами в подсобке паяли стробоскопы, чтобы получились мигающие ощущения рваных движений в танце. Вся организация была на нас, прийти потусоваться стоило 10 рублей. Помню, мы садились вместе с завучем за парту и пересчитывали мятые купюры и монеты, а после делили прибыль пополам. То, что доставалось завучу, уходило на нужды школы.

Бренд «Много лосося» мы запустили вместе с Яковом Менделеевым в 2018 году. Оба хотели выйти из корпоративного сектора (я тогда поработал в «Росатоме» и «Норникеле», а Яков — в Uber и Яндекс Такси) и создать собственный бизнес. Выбрали формат темных кухонь (ресторанов, работающих на доставку без привычных вывесок и официантов. — «Москвич Mag»), так как это было недорого с точки зрения инвестиций и рынок доставки активно рос из года в год.

Идея темных кухонь была Якова, концепция с фокусом на блюда японской кухни — моя. Я очень любил азиатскую кухню и в любом ресторане невольно оценивал, насколько лосося не хватает в блюдах. Когда обсуждали идею перед запуском, я сказал, что круто сделать бренд вокруг лосося и чтобы его было много, а Яков предложил так и назваться. Так появился «Много лосося». Вообще к идее начать собственный стартап в ресторанной сфере подтолкнула моя жена. Именно она привила мне любовь к гедонизму, путешествиям и кухням разных стран, в том числе азиатских.

Сложностей у нас было немало. Нужно было экономить деньги, которые с трудом привлекали у инвесторов. Одним из самых сложных решений всегда был выбор точки для темной кухни. Если она оказывалась в плохой зоне или с низким спросом, бизнес мог уйти в минус. Поэтому выбирали их очень тщательно, чтобы поставщикам было удобно привозить продукты, курьерам — легко добираться от кухни до клиентов, поварам — удобно доезжать на работу. Также не было известно, кто и когда купит наш проект, сколько еще нужно будет продержаться на привлеченных средствах, показывая при этом кратный рост бизнеса регулярно.

Привлечение финансирования отнимало очень много времени и сил. У нас до этого не было опыта больших стартапов и подъема денег. Мы все делали впервые, а людям с деньгами нужно было как-то в нас поверить. Мы встречались с инвесторами, показывали им свои идеи и отвечали на их вопросы. Все стало намного легче после сделки с Х5 Group в 2021 году, благодаря которой мы смогли вырасти в 14 раз за последние три года. Появление стратегического инвестора позволило заниматься именно развитием проекта, а не постоянным привлечением финансирования. Но и до сделки мы видели знаки, что все хорошо, потому что мы росли экспоненциально практически с самого начала. Если посмотреть график, у нас не было ни одного месяца меньше, чем предыдущий, по выручке.

До сделки с Х5 Group Роспатент отказывался даже регистрировать наш товарный знак, объясняя это тем, что «Много лосося» — это просто два слова. В 2021 году нам удалось доказать, что это уже не так. Нас уже тогда активно упоминали в СМИ и социальных сетях, пользователи ассоциировали с нашим названием конкретный бренд. Таких пользователей в Москве уже более 40% сегодня.

Планы у нас самые яркие. Мы хотим стать лучшим местом для заказа суши и роллов в России. Основной фокус — стабильное качество блюд и сервиса в целом. Мы постоянно совершенствуем стандарты и процессы готовки, развиваем собственную систему обучения сотрудников, обеспечиваем контроль персонала и потоков сырья.

В ближайшие годы мы планируем нарастить сеть темных кухонь в Москве, чтобы доставлять еще быстрее и эффективнее. При этом будем продолжать развивать и сеть наших открытых кухонь в «Перекрестках» по всей России, где мы готовим прямо в залах специальную линейку свежих роллов, пиццы и шаурмы. Таких точек уже более 325 в 17 городах.

Фото: Дима Жаров

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru