Анастасия Барышева

Почему вы должны меня знать: создатель сообщества русскоговорящих актеров в Британии Юлия Хамитова

8 мин. на чтение

Я родилась в Башкирии, в городе Уфе. Наша семья жила в маленьком военном городке Алкино-2. Мой папа был военным, поэтому все мое детство и школьные годы прошли именно там.

Это был маленький городок без светофоров, дети были предоставлены сами себе. При этом у нас было классическое воспитание: наша мама занималась нашим развитием и образованием, мы ходили в обычную и музыкальную школы, посещали танцевальные кружки.

В седьмом классе мы с младшей сестрой поступили в Республиканскую гимназию им. Альмухаметова в Уфе, и началась взрослая жизнь.

Каждый день с утра и до позднего вечера я занималась музыкальными дисциплинами: сольфеджио, теорией и историей музыки. Поэтому логичным продолжением стало то, что после музыкальной гимназии я поступила в Уфимское училище искусств.

На третьем курсе пришло время задумываться, куда дальше. Я обожала музыку. Вечерами все время после учебы мы с группой ходили то на оперу, то на балет, то в филармонию на концерт. Это было время, когда по Первому каналу только начали показывать мюзиклы. Первой постановкой, которую я увидела, стал мюзикл «Нотр-Дам де Пари». Меня настолько впечатлил такой формат произведения, что мысли были только о том, что я обязательно должна иметь к этому отношение.

Раньше я думала, что пойду после колледжа в Академию искусств, продолжу изучать предмет «Теория музыки» и стану музыкальным критиком.

Мне казалось, что это будет очень скучно, но я продолжала учиться. И когда я увидела мюзикл, я поняла, что музыкой можно заниматься еще и так. Можно быть на сцене, в свете софитов, а сцена меня влекла еще со времен школьных театральных постановок. И это было что-то невероятное — увидеть такую перспективу. Я узнала, где есть факультет, на котором обучают актеров музыкального театра, и поступила в Петербургскую театральную академию.

К слову, на музыкальный факультет я не пошла, но на финальном туре два мастера кафедры драматического театра и кино выбрали меня, и я стала студенткой в школе-студии при Большом драматическом театре им. Товстоногова.

Для меня все эти события были приятными и неожиданными: я поступала на музыкальный факультет, а в итоге окончила с красным дипломом факультет драматического театра и кино.

В детстве я мечтала стать балериной. Очень хорошо помню это желание. Я была тоненькой, хрупкой девочкой, ходила на танцы, и педагоги говорили, что я очень хорошо чувствую музыку, ритм, но когда мы приехали в балетную школу, то оказалось, что мы опоздали с поступлением. Больше танцами я не занималась.

А стала я актрисой и по совместительству продюсером. И еще журналистом. Сейчас также и сооснователем международного сообщества Casting Bridge. Я называю себя представителем поколения слэшеров — людей, которые совмещают несколько профессий. Но не меняют их, а именно совмещают, жонглируют, я бы даже сказала. Я об этом читаю лекцию и готовлю к запуску серию интервью на ютуб-канале — нас, многофункционалов, оказывается, с каждым годом становится все больше и больше.

Например, моя коллега Ольга Курскова — фестивальный продюсер и фотограф, и это не хобби, раз приносит деньги. Моя однокурсница Дарья Чудакова, актриса и тренер по йоге, утром ведет класс, вечером играет спектакль. И одно другое дополняет. Я считаю, мы живем в уникальное время.

После окончания института я переехала в Москву и влюбилась в нее. Дебютировала на сцене Театра Наций и играла там шесть лет. У меня было два спектакля — «Письма к Фелиции» режиссера Кирилла Сбитнева и «Триумф любви», постановка бельгийского режиссера Галина Стоева. Один спектакль, «Прикасаемые», созданный в копродукции с Театром Наций, я играю до сих пор. В мае должны возобновиться гастроли.

Но в тот год, спустя шесть лет работы в родном театре, сменился руководитель, он снял 70% репертуара, и мои спектакли попали в эту часть.

Так в моей жизни начался новый этап.

В то время с кино у меня абсолютно не складывалось, я переехала жить в Москву во время кризиса 2008 года. Я помню эти бесконечные походы на «Мосфильм»,  когда я раздавала свои фотографии и даже подсовывала их под двери. Так делали все в то время. В новом для меня городе у меня не было друзей-актеров и режиссеров, которые были бы моими однокурсниками. Мне не хватало коммуникаций. Это был тяжелый период.

Так вот, когда театр закрылся, я вспомнила, кем еще хотела быть в детстве. А хотела я работать на радио.

Я пришла на радиостанцию Русской службы новостей на должность стажера. Думала там «пересидеть лето» — поработать в летний период, пока не найду работу в театре и кино, а задержалась на три года.

Я очень любила эту профессию и отдавалась ей полностью.

Со временем я стала корреспондентом и продюсером в Русской службе новостей. Находила новости, делала новости, брала интервью, вела прямые эфиры. Получала от этого огромное удовольствие, научилась писать, разбираться в новостной повестке, для меня открылся новый информационный мир.

Я думала, что буду ходить только по красным ковровым дорожкам на кинофестивалях, а меня отправляли то на пожар, то в суд, то на открытие новой станции метро. Кстати, за три года я по-новому узнала Москву, потому что посещала все значимые события.

Событий был много — и радостных, и трагических. Я была одной из первых, кто оказался на мосту в тот злополучный вечер убийства Немцова. Я была на суде, когда случилась драма со студенткой Варварой Карауловой.

Я помню историю про современных Ромео и Джульетту. Сейчас Саша Хант снимает фильм на основе этой истории, уже идет постпродакшн.

Все эти события и моя работа на радио были значимой и яркой главой моей жизни. Я многому научилась и встретила потрясающих людей.

Сегодня Липецк, тест-драйв новой взлетно-посадочной полосы, завтра открытие ММКФ, еще через день командировка в Астрахань, а потом открытие московского парка. Для меня это были незабываемые эмоции и события. Теперь понимаю, что в какой-то степени это была сублимация актерской профессии, потому что когда ты работаешь в прямом эфире в гуще событий или сидишь в студии и зажигается микрофон красным цветом, по эмоциям это было подобно открытию занавеса, и вот ты так же в режиме реального времени читаешь монолог, но тебя слушает вся страна. Но здесь не все было по сценарию, нужно было на ходу очень быстро ориентироваться в новостной повестке, искать новые факты, свидетелей и ньюсмейкеров.

Я поняла, как важно следить за каждым своим словом, отдавать себе отчет в том, что ты говоришь, ведь ты журналист и ты несешь большую ответственность.

После того как радио закрылось, я вернулась в кинематограф.

Я хорошо помню, как познакомилась с командой Недели российского кино в Великобритании. В это же время у меня уже появился спектакль «Прикасаемые», и мы привезли его в Лондон на гастроли. Там же я оказалась в одной компании с сотрудницей фестиваля, которая пригласила меня принять участие в киносмотре.

Сначала я приехала туда как волонтер. Я проверяла билеты, встречала гостей, актеров, режиссеров — полностью вела волонтерскую работу. Я была на подхвате, потому что у меня был большой опыт организации мероприятий.

Я вернулась в Москву в начале декабря после Недели российского кино в Великобритании и находилась под впечатлением от тех эмоций и событий, которые мне удалось там испытать и пережить.

Когда в феврале в Россию приехал основатель Недели российского кино в Великобритании Филип Перкон, мы договорились о встрече. На этой встрече он предложил мне должность отборщика короткометражных фильмов. Я с удовольствием погрузилась в короткий метр.

Я обожаю этот жанр, я много отсматривала, подбирала, составляла программу и поехала на Каннский кинофестиваль. Именно там, на фестивале, я узнала о программе для актеров New Faces, и у меня возникла мысль, что было бы здорово создать такую платформу у нас, на Неделе российского кино в Великобритании.

На фестиваль приезжает огромное количество актеров. Они представляют свои фильмы, вечером общаются после показа, а днем по сути ничем, кроме прогулок и экскурсий по Лондону, не заняты.

Я подумала, что это было бы отлично — пригласить сюда кастинг-директоров и делать круглые столы, чтобы российские кастинг-директора имели возможность перенять опыт зарубежных коллег, чтобы у них появилась возможность общаться и получать обратную связь.

Так появился форум Casting Bridge. Мы сделали его закрытым и пригласили только тех актеров, которые были в тот момент на фестивале: Аглаю Тарасову, Иру Горбачеву, Марию Кожевникову, Владимира Мишукова, Дениса Шведова; из кастинг-директоров были Вова Голов, Татьяна Хречкова, Лиза Шмакова. Второй форум мы уже сделали открытым. Он был на конкурсной основе, его посетили более 50 актеров из разных стран.

Третий мы провели онлайн из-за пандемии, но благодаря формату его посетили около 180 актеров из разных стран.

Между вторым и третьим форумами, как только началась пандемия, о нас уже начали говорить зарубежные кастинг-директора, начали поступать запросы: помогите найти агента такого-то актера или актрисы.

Я поняла, что нет единой базы и единой платформы, где были бы собраны все русскоязычные актеры.

Сейчас у нас в комьюнити есть актеры из Франции, Германии, Голландии, Норвегии, Англии и Америки.

Сейчас, когда границы закрыты, а кастинг-директорам и режиссерам нужны русскоговорящие актеры, у нас на сайте есть все необходимые данные на тех актеров, которые находятся в той стране, в которой нужно кастинг-директору. У них есть все необходимые документы, которые позволяют им в любой момент приступить к проекту. Так почему же не найти им друг друга?

Я предложила коллегам по фестивалю, его основателю Филипу Перкону и продюсеру Ольге Курсковой, организовать сообщество русскоязычных актеров в Великобритании, и они меня поддержали. Мы уверены, что наличие русских фамилий в зарубежных проектах и кинематографе ー это не исключение, а нормальная, здоровая тенденция. Это новый тренд.

На данный момент в сообществе состоят более 20 актеров, которые живут в разных странах. Мы знакомим их с зарубежными кастинг-директорами, помогаем с аккредитацией, вдохновляем. Мы не агентство, мы сообщество, объединение. Мы заинтересованы в том, чтобы у актеров была новостная актуальная повестка, чтобы они могли проследить с нашей помощью новые законопроекты, которые вводятся в тех или иных странах. Вот есть «виза талантов», ее очень сложно получить и важно своевременно увидеть, а вдруг появились какие-то новые возможности для ее упрощенного получения. Или, например, вышли поправки в законодательстве, которые сделают более лояльными условия въезда актеров в Англию. Такие вещи нужно знать.

Тем более, в связи с тем, что Netflix сейчас расположился в Восточной Европе, это как никогда актуально. Те актеры, у кого есть возможность выезжать за границу, и те, кто имеет европейский паспорт, в приоритете у кастинг-директоров, которые работают в этих проектах.

Наше комьюнити может помочь русскоговорящим актерам, которые находятся за пределами России, и англоязычным актерам, которые живут в России.

У нас есть возможность оказывать юридическую и PR-поддержку, мотивационную и вдохновляющую для молодых актеров.

Раз в месяц в Zoom мы организовываем Open Call с кастинг-директорами. Нашими гостями были Люси Ленокс, которая работала с Вуди Алленом, Дэвид Гриндрод, который работал с Мерил Стрип и другими выдающимися актерами и режиссерами. Такие встречи, пусть и в онлайн-формате, в Zoom, дают возможность кастинг-директору увидеть и запомнить молодого актера, держать его в голове, и, когда ему понадобится, он знает, куда может обратиться.

У нас есть сайт castingbridge.com, там есть вкладка «Вступить в сообщество». Заполняйте анкету, мы ее изучим, пригласим вас на собеседование в Zoom и по его результатам добавим вас на сайт.

Для нас в приоритете не только желание актера и его здоровые амбиции, но и наличие профессиональных материалов. Важно, чтобы актеры были уже готовы к диалогу с киноиндустрией, чтобы у них были страницы на IMDb, Spotlight или E-Talenta, чтобы там была актуальная информация.

Необязательным является наличие агента, но профильные страницы — это важно. Также плюсом станет наличие «кредитов» — не менее четырех работ в кино или сериалах. Нам важно, чтобы актеры, которых мы представляем, были профессионалами и несли ответственность. Это наша репутация.

У нас в ближайших планах сделать круглый стол на Каннском кинофестивале. Мы проводили подобные встречи в рамках Берлинского кинофестиваля в прошлом году, когда часть комьюнити приезжала в Берлин. Надеемся на то, что в этом году и Неделя российского кино пройдет в Лондоне, а не онлайн, и мы сможем реализовать все задуманное.

Фото: из личного архива Юлии Хамитовой

Подписаться: