, 6 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: стендап-комик Зоя Яровицына

, 6 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: стендап-комик Зоя Яровицына

Мне 31 год. Я креативный продюсер и участница шоу «Женский стендап».

Это новый проект, в котором женщины рассказывают о том, что нас волнует, задевает, что нам не нравится в жизни, на работе, в отношениях. Только мы не жалуемся, а делаем это с шутками, чтобы женщины, у которых схожие проблемы, могли над ними посмеяться и почувствовать облегчение. Ну и объект этих шуток, если говорить, например, о мужчинах, тоже может посмеяться над собой.

Я родилась в Новосибирске и до 26 лет жила там. Это большой город, третий по населению в России, но лететь до него из Москвы дольше, чем, например, до Берлина или Стокгольма. И билеты стоят дороже. Помню, в подростковом возрасте я видела, что какой-то певец или любимая мной группа приезжают с концертом в Москву, и очень расстраивалась, потому что денег на дорогу у меня не было, а до Новосибирска почти никто никогда не доезжал. Когда я переехала в столицу, думала, что наконец-то попаду на ВСЕ концерты. Правда, я тогда еще не знала, что в Москве я буду всегда на работе и за пять лет побываю всего на двух концертах, и то случайно.

Я рада, что родилась в Новосибирске, потому что он является центром притяжения для людей из других стран и регионов. Не так, как Москва, конечно, но все равно, я думаю, что из-за этого Новосибирску присуща некоторая прогрессивность и широта взглядов, которую можно встретить далеко не в каждом городе России. Впервые я это ощутила в медицинском университете, когда у нас начались занятия. Там учились студенты из Средней Азии, Африки, из самых разных регионов страны, поэтому там была какая-то своя атмосфера, в которой все разные, но все комфортно существуют. И никто не бил неформалов, это меня поразило после десяти лет в не самой благополучной школе, где тебя могли избить за не тот цвет кроссовок.

Я никогда не играла в КВН и вообще не имела прямого отношения к юмору. Я училась и подрабатывала официанткой, кассиром в кинотеатре, бариста. После окончания университета был довольно долгий и мрачный период, когда я поняла, что по специальности работать точно не буду, а чем хочу заниматься в жизни, я не имела ни малейшего понятия. Перебивалась подработками, пробовала писать статьи и рассказы, возможно, тогда закладывался фундамент моей дальнейшей творческой карьеры, но в целом я этот период вспоминать не люблю, потому что очень мало там было хорошего.

Юмором я занялась из-за старшего брата, которому надоело, что я не работаю и не могу найти себя. Он писал сценарии для различных ситкомов и сериалов и предложил мне заняться тем же, раз уж я все равно ничего не делаю. Первые полгода были самыми сложными, потому что я просто не могла понять, как придумывается шутка, сколько бы он мне ни объяснял. Дальше уже стало проще, где-то год или полтора я писала номера и скетчи для различных проектов, получала какие-то деньги и какое-то удовлетворение, но все равно это не было тем, чем я хочу заниматься. Не было какой-то страсти, больше работа из-под палки, хотя палка и была у меня, потому что, когда ты работаешь на фрилансе, ты сам себя должен дисциплинировать.

Ну а потом случился стендап. Могу сказать, что я сразу поняла — это оно. Я влюбилась в этот жанр, и он до сих пор меня не отпускает. Я могу круглосуточно писать, выступать, переписывать, править, добивать шутки, снова выступать. А у нас чаще всего так и происходит, потому что нам всегда нужно написать очень много качественного материала в очень сжатые сроки. Потом мы это снимаем, потом неделя выходных, и все начинается заново.

Меня вдохновляли не отдельные стендап-комики, а скорее сам жанр, его магия. Меня поражало то, что комики на сцене рассказывают о моих проблемах. Точнее, они рассказывают о своих, но у меня такие же! Мне грустно и обидно из-за тех же вещей, я так же реагирую на какие-то моменты, меня так же бросали и мне так же кажется, что я ничего не стою и никогда ничего не добьюсь. Это то, что влюбило меня в стендап — его терапевтическая составляющая. Причем как для зрителей, так и для самого комика. Об этом знают все, кто хоть чуть-чуть занимался стендапом: если ты рассказываешь о какой-то проблеме, она либо исчезает из твоей жизни, либо перестает тебя волновать. И, наоборот, когда стендап-комик рассказывает о том, что у него чего-то нет: работы, семьи и т. д., очень большая вероятность, что скоро у него это появится.

Самый яркий и больше всего повлиявший на меня проект — это «Comedy Баттл». Я думаю, что за десять лет существования этого проекта никто от него не получил так много, как я. Я там познакомилась с мужем, начала свою карьеру как стендап-комик, выиграла деньги и впоследствии благодаря своему участию в проекте получила работу в Comedy Club production. На самом деле, моя жизнь до «Comedy Баттл» и после — это две абсолютно разные жизни. Я, строго говоря, после финала даже не вернулась в Новосибирск, мы с тогда еще будущим мужем сняли квартиру, и я осталась в Москве. У меня на тот момент не было работы, был один чемодан с вещами, который я привезла на съемки, но я была абсолютно уверена, что мне нужно жить здесь.

И не ошиблась, Москва — это настолько мой город, насколько это вообще возможно. Я иногда просто еду в такси, смотрю в окно и думаю: «Как же я все это обожаю». Ночную иллюминацию, тысячи разных кафе, людей, которые много работают и хотят чего-то добиться, просто сам ритм города и его энергетику. Я очень редко устаю от Москвы, и единственное, чего мне здесь не хватает — это солнца, особенно зимой. В Новосибирске зимы намного холоднее, но и солнца там в разы больше. Выходишь на улицу, там мороз, но солнце ярко светит, и тебе как-то повеселее. А в Москве этот серый период с октября по март бывает сложно пережить. Ну ничего, пью витамин Д, сок выжимаю, стараюсь музыку слушать по утрам, чтобы взбодриться.

Я прекрасно понимаю, что возможностей, которые у меня есть здесь, в Новосибирске никогда бы не было. Потому что все производство ТВ-проектов, все ресурсы, базы, деньги и, главное, люди, которые что-то решают, находятся здесь. Поэтому я не хотела возвращаться в Новосибирск, там я бы просто не смогла реализоваться. К тому же в Москве я создала семью, здесь мой муж. Я уже не говорю «надо слетать домой», я говорю «надо слетать к маме», потому что мой дом теперь здесь. Я могу точно сказать, что я здесь счастлива. И буду еще счастливее, когда достроится наша квартира и я смогу почувствовать себя совсем москвичкой.

Мой круг общения на 80% состоит из людей, с которыми я подружилась на работе, потому что у нас общие интересы, схожий тип мышления, одинаковые ценности. Ну и потому что больше я почти нигде не бываю. Остальные 20% — это друзья из Новосибирска, которые тоже переехали в Москву, я очень рада, что они есть, потому что с ними можно поговорить о чем-то, кроме юмора. И это просто очень близкие мне люди.

Идея «Женского стендапа» — это даже не идея, это скорее, вопрос: «А что, если сделать проект, где будут одни женщины — это вообще реально?» Вот на него мы в какой-то момент попытались ответить. Точнее, мы сразу попробовали. Собрали вечеринку, поняли, что это работает, потом получили зеленый свет от генерального продюсера и начали готовить проект.

Не скажу, что все в нас верили и поддерживали, потому что это неправда. Много было скептицизма и от коллег, и просто от знакомых, которые не верили, что женщины могут быть достаточно смешными и интересными, чтобы делать свое отдельное шоу. Меня такое иногда задевает, хотя я знаю, что это неправда, но мне обидно, что нас так оценивают. Типа одна-две еще нормально, но шесть женщин подряд слушать, нет, извините, это скучно. А мы все разные, у нас разные жизненные ситуации, разные взгляды, юмор у каждой свой. В общем, я не думаю, что мы переворачиваем мир «Женским стендапом» или создаем какой-то прорыв, но я надеюсь, что люди, которые считают, что слушать женщин не так интересно, как мужчин, посмотрят наше шоу и изменят свое мнение.

Увидеть шоу «Женский стендап» можно каждую субботу в 22.00 на телеканале ТНТ.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Фото: из личного архива Зои Яровицыной