search Поиск Вход
, 5 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: участница женской ремонтной бригады Woman Labour Соня Ванеян

, 5 мин. на чтение
Почему вы должны меня знать: участница женской ремонтной бригады Woman Labour Соня Ванеян

По образованию я иллюстратор и книжный график. На последнем курсе института работала в мастерской Made in Cardboardia, где вместе с другими мастерами придумывала и строила декорации из картона.

Кстати, это одно из немногих мест, где задачи никогда не делились на мужские и женские, все в равной мере были включены в процесс и все справлялись. Это был интересный опыт, а картон до сих пор остается одним из любимых материалов. Из него можно смастерить практически что угодно: огромный стеллаж, костюмы и декорации или даже лодку, в которой минут пятнадцать-двадцать удастся проплыть по озеру. Как художница я делала несколько выставок в доме-музее Бориса Пастернака в Переделкино. Наверное, там у меня в полной мере получилось задействовать практически все свои навыки, от рисунка, графики, иллюстрации до работы с пространством и светом.

На собственное обучение в этой сфере потратила больше 12 лет и долго не рассматривала для себя альтернативного рода деятельности или источника дохода, кроме рисования. Было ощущение, что раз уж у меня хорошо получается, если потрачено столько времени и сил, то я обязана относиться к рисованию как к делу своей жизни. Негласным требованием художественной среды было и остается самоотверженное занятие искусством, посвящение себя ему. Но проблема в том, что способность фокусироваться на чем-то одном далеко не всем людям свойственна, кроме того, такая установка часто способствует обесцениванию всех остальных склонностей и интересов, делает их менее значимыми по сравнению с искусством.

Сейчас я занимаюсь разными вещами, которые на первый взгляд между собой никак не связаны. По-прежнему много рисую, делаю выставки, шью рюкзаки и одежду, занимаюсь столярными работами и ремонтом. Но опыт и навыки, которые я развиваю в одном деле, влияют и на другие области. Пространственное мышление, которое нужно для конструирования мебели, помогает и в шитье, и в строительстве масштабных объектов для выставок. Умение рисовать и знание композиции позволяют легко визуализировать задумку. То есть это не исключающие друг друга занятия, а аккумулирующие и поддерживающие.

В женскую ремонтную бригаду Woman Labour я попала в августе 2018 года. Около четырех лет назад ее запустили в Москве мои коллеги Надя и Юля Борец. Почти сразу же после появления проекта я узнала о нем через соцсети. Мне с самого начала очень понравилась эта идея, и я все собиралась с духом, чтобы написать и попроситься в команду. Потом мы с Надей и Юлей случайно встретились у общей знакомой, где они тогда делали ремонт, и я наконец сказала, что хочу поработать с ними. Меня взяли в младшие мастера, поскольку у меня не было опыта. Я училась замешивать строительные смеси, шпаклевать, класть ламинат, ставить розетки, собирать электрощиток и проч. Вскоре стало понятно, что нам очень комфортно работать друг с другом, Надя и Юля терпеливо и при этом с большим интересом мне все объясняли, делились своим опытом и знаниями, а у меня быстро получалось. Впрочем, нельзя сказать, что я была совсем неподготовленной. Я с детства любила энциклопедии, посвященные электрике, сантехнике, работам с деревом, у нас дома их было очень много. Я и сейчас периодически их читаю для удовольствия.

Со стороны семьи я получаю много поддержки. На меня никогда не пытались навесить стереотипы о женской и мужской работе. Ключевым было и есть то, что я занимаюсь тем, что мне нравится. Но это скорее из ряда вон выходящий опыт. Огромное количество женщин вынуждены преодолевать сопротивление и со стороны близких, и со стороны социума. Доказывать, что они имеют право заниматься любой работой, любым делом, а не только тем, что разрешено. Чтобы понимать масштаб проблемы, достаточно посмотреть мастеров в разделе «ремонт» на профильных сайтах вроде Профи.ру или Youdo: среди 500 исполнителей всего две женщины-малярши. Это буквально меньше 1%. Хотя на самом деле женщин, которые разбираются в ремонтных работах, немало, но в публичном пространстве именно как специалистки они совершенно не представлены. И это очень наглядный пример того, как работают предубеждения: мало приятного оказаться в среде, где тебя не будут воспринимать всерьез, где на каждом шагу тебе будут напоминать, что тебе здесь не место. Это не говоря уже о списке из более чем 400 запрещенных для женщин профессий, который есть в России.

Woman Labour — женская бригада, работающая только для женщин. С момента запуска проекта мы выполняли заказы различной сложности, от замены розетки до прокладки электрики в квартире с нуля, от несложной заделки трещин в стене до полномасштабных отделочных работ, от сноса стен до строительства шкафов…  Мы любим свою работу и хорошо ее делаем, но одна из важных причин, по которым к нам обращаются, — отсутствие грубого или пренебрежительного отношения к заказчицам в процессе общения и работы. Разумеется, у наших заказчиц есть мужья, сыновья, братья. Мы ни разу не сталкивались с агрессией в наш адрес. Думаю, даже если кто-то и относился с недоверием к нам, женщинам-ремонтницам, это не становилось поводом нарушать границы и вести себя неадекватно. Это не вопрос убеждений, скорее вопрос вежливости.

Портрета типичной заказчицы у нас нет. Можно сказать, что это женщины совершенно разных профессий от 18 до 65 лет. И, вероятно, верхняя планка в 65 лет связана с тем, что люди постарше просто реже пользуются интернетом, в то время как для нас, для бригады, это основной способ общения с заказчицами. У нас есть страницы в ВК, инстаграме, на фейсбуке, а когда-нибудь мы сделаем сайт. Много заказов приходит через сарафанное радио: нас часто рекомендуют своим знакомым те, с кем мы работали прежде. У нашей бригады довольно много работы, даже завалы периодически случаются — иногда из-за количества, иногда из-за нашей неорганизованности. Было бы здорово найти коллегу в бригаду, которая помогла бы нам с менеджментом.

Мы уже давно думали о том, что хотим расширять проект, хотим делать его в какой-то степени образовательным, делиться накопленными навыками и опытом с женщинами. Это не только практические навыки, но и общая осведомленность по каким-то вопросам, ведь с бытовыми проблемами ремонтного характера приходится сталкиваться постоянно. Вовсе не обязательно уметь самим чинить, можно знать теорию, чтобы, например, понимать серьезность возникшей проблемы и иметь возможность проконтролировать качество работы приглашенного мастера. Ведь никто не обязан (это же касается и мужчин) разбираться в чем-то, если это не его работа. Но теория может и должна быть доступна всем.

В нашей мастерской мы сможем создать практическое пространство, где все желающие женщины смогли бы освоить ремонтные навыки первой необходимости. Мы будем рассказывать об инструментах, о принципах работы электрики в квартире, о сантехнике, о технике безопасности. На конкретных примерах будем разбирать самые частые проблемы. Кроме того, мы хотим выпустить обучающие материалы, инструкции со схемами и картинками, чтобы при необходимости к ним могли обращаться все желающие. Конечно, эта информация не является тайной или уникальной, но есть проблема доступности изложения материала и часто встречаются противоречивые рекомендации, когда не знаешь, на что ориентироваться, и приходится что-то выяснять опытным путем.

Не менее важной целью для нас является развитие сотрудничества с другими специалистками. В мастерской они могли бы проводить мастер-классы или лекции по своим темам, делиться своим опытом. Кроме того, нам как бригаде часто не хватает рабочих рук, и мы были бы рады найти единомышленниц, с которыми могли бы сотрудничать на более или менее постоянной основе.

Сейчас мы собираем на Planeta.ru 500 тысяч на ремонт и аренду помещения для такой мастерской, закупку расходных материалов для мастер-классов. За участие в проекте предлагаем свой мерч или участие в мастер-классах. Краудфандинг показался нам хорошим вариантом, поскольку это как минимум отличный повод сформулировать мысли по поводу проекта и его будущего. Крауд-проект спровоцировал некоторое обсуждение среди нашей целевой аудитории, возник отклик, который позволил нам понять, насколько вообще формат мастер-классов интересен аудитории, будет ли это востребовано. Но мне лично очень важен сам факт, что в очередной раз случилось обсуждение того, чем хотят и могут заниматься женщины, что происходит проблематизация привычных «правильно и надо», и для меня это значит, что нужно продолжать работу.

Поддержать проект по созданию мастерской Woman Labour можно на Planeta.ru до 29 декабря.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Фото: София Панкевич