, 10 мин. на чтение

Почему вы должны нас знать: основатели экоцентра «Сборка» Сергей Тушев, Михаил Антонов и Анна Нафиева

Анна: «Сборка» — это проект на стыке разных направлений и идей, что, наверное, и позволяет ему быть таким собирательным, инклюзивным, то есть открытым вообще для всех людей, кому небезразлична чистота нашей планеты и страны и они хотят что-то с этим сделать.

Например, я с детства интересовалась естественными науками, но, выбирая в старших классах профессию, решила стать фотографом, чтобы иметь возможность показывать другим людям мир. В это же время я узнала многое и об экологических проблемах на планете и твердо решила попробовать что-то с этим сделать. Мои фото и арт-проекты во время учебы, а потом и работы были чаще всего сфокусированы на разных аспектах экологического кризиса, которые я раскрывала для себя и хотела раскрыть для других людей. В 2013 году мои эковолонтерство и медиакарьера стали единым целым, и появился наш с Мишей проект #МосЭко с его слоганом «Креативные решения экологических проблем». Мы старались находить нестандартные подходы к различным кейсам, чтобы хотя бы как-то повлиять. В какой-то степени «Сборка» — это тоже одно из креативных решений экологических проблем, ведь мы создаем абсолютно новый продукт, яркий, интересный и вовлекающий тысячи людей в экоповестку. Но одновременно помимо моего арт-мышления в «Сборку» привносят что-то свое и мои коллеги, будучи из других сфер.

Сергей: Только ленивый не говорит о том, что в России недостаточно эффективно решается проблема мусора. Многие люди, может, были бы и рады отсортировать отходы, но не получают должного сервиса и/или не верят государственной системе сбора. В отличие от веры некоммерческим организациям, где вдобавок есть более глубокое понимание проблем и возможность делать что-то свое. Раньше я занимался проектами в сфере энергосбережения и работал в дочерних структурах Минэнерго, а с 2015 года стал дрейфовать в сторону социальных и экологических проектов. Масштабы проектов, конечно, уменьшились по сравнению с госсектором, но зато в некоммерческом секторе гораздо больше возможностей видеть результат своих действий, инициировать то, что даст реальные позитивные изменения.

В 2016 году мы с коллегами из фонда «Русский углерод» разработали концепцию многофункционального экоцентра, который бы объединял сбор вторсырья (человек может прийти и сдать вторсырье), музейную зону (человек может посмотреть, что с этим вторсырьем может произойти), лекторий, зону мастер-классов и магазин. За эту концепцию мы получили грант от одного из банков, чтобы сделать первую партию пробных предметов из переработанного пластика. Идея тогда не очень пошла. Для быстрого продвижения предполагалось открыть точку в центре города, где деньги были бы быстро сожжены на аренду. Нужны были мощное финансирование и уверенность в окупаемости, но не было ни того ни другого. Поэтому проект заморозили.

Анна: А потом в 2017 году Сережа познакомился с нами, рассказал о своем проекте, а мы ему заявили, что это вообще-то наш проект, ведь мы над ним мозговали и делали пилотные попытки что-то сделать уже с 2015 года! Так мы вскоре и начали работать вместе.

Михаил: Мы открыли первый комьюнити-экоцентр в 2015 году, рядом с творческими кластерами «Артплей» и «Винзавод», потом он переехал в район метро «Новослободская». Там проходили лекции, кинопоказы, встречи единомышленников и обсуждения проектов, а также были мини-музей и библиотека. Пол был устелен коврами-травкой, разбросаны пуфики — это было место, где можно было переключить свое сознание, переключиться на зеленую волну. Но тогда тема экоповестки, раздельного сбора, экологичного образа жизни только-только набирала обороты, и ресурсов только одного сообщества для регулярного поддержания работы такой площадки не хватало. Проект проработал два года. И тогда мы решили больше сосредоточиться на создании вовлекающего контента — различных информационных материалов, в том числе вирусных, чтобы сначала люди в целом узнали, что такая проблема есть, и тогда бы начали искать пути решения.

Сергей: Постепенно мы увидели, что спрос на экологические услуги заметно вырос, изменилась среда, и поэтому в какой-то момент мы поняли: пора, а в 2019 году наконец так сложились все обстоятельства, что к нам присоединился четвертый член команды основателей Станислав Беляков — серийный предприниматель, который заинтересовался инновационными способами решения проблемы мусора. Мы объединили наши силы, компетенции, ресурсы и начали реализацию этой давней мечты.

Мы не побоялись открыться в Москве, на Соколе — это довольно дорогой район с мощным сообществом. Экоцентр открылся в декабре 2019-го, сразу получил большую медийность (это действительно большое событие для тысяч небезразличных к теме мусора жителей столицы), наполнился жизнью, но мы еще не знали, что весной 2020-го нас ждет карантин, сворачивание всех процессов.

Анна: Ковид мы пережили и снова встали на ноги благодаря нашему большому небезразличному сообществу и энергии команды, а также поддержке партнеров. Удалось даже начать принимать новые фракции, собственно, ковид нас сам к этому подтолкнул. Мы стали собирать блистеры от лекарств и бумажные стаканчики, найдя поддержку партнеров-переработчиков. До ковида считалось, что если ты экологичный, то ты бумажными стаканчиками не пользуешься, а те, кто пользуется, сдавать их не будут (немного ошибочное суждение характера черное-белое, но тем не менее). В ковид же большинство общепитов отказалось наливать в многоразовую тару, тем более тару посетителя, из соображений безопасности, и, хочешь ты или нет, ты получаешь бумажный стаканчик. Так открылось целое новое направление переработки, к которому подключились и другие компании сферы отходов, оказалось, что тут есть перспективы (впрочем, мы все равно продолжаем призывать не использовать одноразовые вещи, когда это возможно).

Сергей: Как стартапу нам предстояло пережить еще несколько турбулентностей, и внутренних, и внешних. Но мы идем вперед. Сегодня экоцентр «Сборка» — это сеть пунктов приема вторсырья с музеем переработки и лекторием — все под одной крышей. Также есть филиал в Санкт-Петербурге (с мая 2022-го). В конце прошлого года благодаря поддержке ответственной компании Synergetic в Москве нам удалось переехать в новое большое помещение на Чистых прудах, в самом центре Москвы. Я считаю, это важно, когда бизнес не только производит экопродукцию, но и помогает коллегам по экоцеху, ведь по сути мы делаем общее дело.

Михаил: В Москве мы собираем более 65 различных видов вторсырья. Это и «простые» — ПЭТ-бутылки, картон, металл, и более сложные — текстиль, тетрапак, электроника, и совсем редкие, которые принимаются только в таких местах, как мы, и на различных акциях — блистеры от лекарств, фломастеры, пенопласт и многое другое. Таким образом, в одном месте человек может сдать практически все, что вообще сейчас в России перерабатывается. В месяц мы передаем на переработку более 50 тонн отходов, спасая их от свалки — свое вторсырье нам доверяют более 10 тыс. человек и множество различных компаний и организаций.

Анна: Но сбор сырья — это не самоцель экоцентров, наш формат сбора скорее направлен на просвещение, вовлечение людей в эту тему, формирование привычки в комфортной среде, поддержку. Для этого у нас действуют и музей переработки, где можно увидеть экспонаты с 90 перерабатывающих предприятий России и зарубежья, и лекторий, где проходят встречи с экспертами и единомышленниками, и различные другие зоны для экологистов — магазин второй жизни вещей, станция разлива бытовой химии Synergetic в свою тару, зона обмена вещами. Каждый здесь находит себе что-то по душе.

Михаил: За последний год мы существенно продвинулись в создании собственных мощностей по переработке и сегодня все чаще получаем заказы на изготовление корпоративных сувениров и изделий из вторсырья от различных заказчиков — от брелоков и медалей до кашпо, настенных часов, урн, скамеек и шезлонгов. Планируем и дальше усиливаться в этом направлении.

Анна: Самый частый вопрос к экоцентру: «Почему вы еще не открылись в моем районе? Это же должно быть в шаговой доступности!»

Соглашусь, должно быть. Мы бы очень этого хотели, больше того, расширение сети — это один из наших планов на будущее. Но, как мы видим, ни в Москве, ни в других городах нет массовости у такого явления, как экоцентр или даже экопункт (это мини-версия, где будет только прием 5–15 самых «популярных» фракций и все, без редкостей и дополнительных активностей). И этому есть причины.

Многим (большинству людей, наверное) кажется, что такие проекты, как мы, имеют хороший заработок на вторсырье, ведь это же золотое дно. Иногда мы шутим, что это просто дно. Да, с одной стороны, вторсырье — это действительно ресурс для экономики, переработка в целом более экономична, чем производство из первичных ресурсов, однако, как всегда, есть ряд нюансов, которые портят эту идеализированную картину в голове внешнего наблюдателя, где мы бы купались в золоте от каждого пакетика пластика и давали еще посетителям копеечку за их вклад.

Есть прямая зависимость количества принимаемых фракций и снижения рентабельности данного направления. Проще говоря, в настоящий момент у нас принимается более 65 видов вторсырья, и по мере появления дополнительных фракций среди них становится все больше малорентабельных и нерентабельных, например блистеры от лекарств, мягкая упаковка от чипсов, дойпаки (упаковка из-под соуса), коррексы (подложки для конфет), тетрапак, вспененный полистирол, батарейки. Каждая фракция имеет свою цену при сдаче ее на переработку, и иногда эта цена может быть и отрицательной — за сложные фракции мы доплачиваем, а нам не платят. Многие наши фракции принимаются за ноль рублей за килограмм. Это связано с тем, что выгода, которую переработчик впоследствии извлечет от продажи своей продукции из вторсырья, ниже, чем стоимость логистики и обработки. Тут даже возникает замкнутый круг — стоимость «редкого» сырья низкая, потому что его сложно собрать и никто этим не занимается, кроме таких энтузиастов, как мы, а не собирает его никто, потому что у него низкая стоимость.

А еще мы сами как экоцентр несем огромное количество расходов при самом сборе. Каждый из материалов должен быть отделен друг от друга, их не допускается смешивать, иначе при переработке получится бракованный материал, ведь у разных пластиков разные свойства, их нельзя переработать вместе. Поэтому на пункте приема у нас дежурят администраторы, которые следят за качеством сортировки (не всем посетителям на начальном этапе легко дается определение материалов), а при вывозе от юридических лиц мы проводим на складе проверку и при необходимости досортировку каждого мешка вручную. Все это расходы, не говоря уже о нашей аренде и стоимости логистики.

Сергей: Но, к счастью, мы определили направления, которые помогают экоцентру развиваться. Например, это консалтинг для двух типов заказчиков: для компаний в области выбора экологичной упаковки и ее последующего сбора и переработки; для застройщиков в области выбора лучших решений для раздельного сбора, создания комьюнити для жителей и благоустройства.

Михаил: Также, в противоположность тому, как многие думают, все должно быть устроено, сбор вторсырья поддерживается просветительским направлением. Наш интерактивный музей переработки, в котором тысяча экспонатов со всей страны — место, которое меняет сознание людей. Человек, который впервые заинтересовался раздельным сбором отходов, путается в потоке информации — ее чрезмерно много. Музей для того и создан: систематизировать знания, разложить их по полочкам, показать весь процесс переработки просто и внятно. Показать все вживую. Есть и такие экспонаты, которыми мы сможем удивить даже самого продвинутого «разделяющего» или профессионала отрасли.

Посещение музея бесплатно для любого посетителя, так что можно приводить скептически настроенных родственников или знакомых, чтобы показать им, что переработка в России есть.

Парадокс в том, что при всем желании мы не можем делать наши лекции и экскурсии по музею переработки бесплатными для всех гостей. Выручка от платного проведения части этих мероприятий всегда шла на покрытие расходной части проекта. Мы придумали решение — это формат «подвешенных экскурсий», когда компания или меценат оплачивает какое-то количество экскурсий/лекций, которые мы затем проводим бесплатно для школьников, студентов, пенсионеров, многодетных семей, людей с ОВЗ и других групп граждан. Экскурсии помогают вовлекать людей в раздельный сбор отходов и находить единомышленников.

Сегодня мы ощущаем большой запрос, с одной стороны, на детские экскурсии, иногда за день может пройти до 150 школьников, которые узнают, почему мусор — это плохо и что нужно сделать, чтобы жить в чистом мире. А с другой — на корпоративные мероприятия и просвещение сотрудников. Им мы рассказываем про то, что, оказывается, пластик бывает не одного вида, а есть аж целых семь основных видов (на самом деле несколько тысяч), почему их нельзя переработать вместе, а главное, что раздельный сбор — это несложно, не занимает много времени и не требует открывать на своей кухне «мусороперерабатывающий завод».

В финале и дети, и взрослые делают себе сувенир, сами перерабатывают пластик, фактически своими руками участвуют в переработке. Сувенир становится живым напоминанием о важности раздельного сбора. И в целом процесс переработки очень интерактивный, а для взрослого это самый кайф хоть на минуту снова вернуться в детство. Часто мы встречаем на новых экскурсиях посетителей, которые были ранее и теперь привели своих друзей.

Мы, кстати, проводим мероприятия не только на площадке «Экосборки», но и в офисах, парках, участвуем в фестивалях.

Сергей: Что касается открытия филиалов в новых городах, то анализ ситуации на предмет перспектив открытия экоцентра — долгий и сложный процесс. Есть более десяти факторов, которые влияют на то, будет ли модель работы экоцентра устойчивой. Мы не видим пока, чтобы в каждом регионе были экоцентры, которые вырастали бы как грибы. Модель многофакторная. В любом случае вторсырья точно хватит на всех. Людям не хватает инфраструктуры — такой запрос мы слышим отовсюду. Поэтому чем больше экоцентров, тем лучше, тем больше возможностей для выбора у горожан.

Сергей: Людям, которые еще не занимаются раздельным сбором отходов, мы стараемся не давать советов, даже когда человек очень о них просит. И уж тем более не озвучивать непрошеные советы. Можем просто поделиться нашим видением того, что сейчас происходит. Больше трех с половиной лет мы вместе с десятками тысяч наших сторонников спасаем вторсырье от свалок. Вместе вкладываем все силы и душу в развитие экодвижения в России. Люди приносят нам фракции вторсырья, которые больше некуда принести, заказывают экскурсии в нашем музее рециклинга, приводят нас в свои компании, чтобы бизнес и жизнь каждого отдельного человека стали экологичнее. И таких людей день за днем становится все больше.

Михаил: Стала расхожей фраза «Не до экологии сейчас». Мы с этим не очень согласны. Те, кто сортировал отходы, продолжает это делать.

Анна: Да, это полезная и приятная привычка, которую потом трудно искоренить, это становится просто нормой жизни, как чистить зубы.

Михаил: Компании, для которых цели устойчивого развития не просто хайп, продолжают реализовывать свои проекты, раздельно собирают отходы и просвещают сотрудников на наших экоквестах, мастер-классах и экскурсиях, придумывают новые идеи и реализуют их вместе с нами. Но, к сожалению, количество новых проектов и инициатив действительно сократилось, скорость изменений снизилась. Это действительно проблема, и без объединения усилий нам точно не справиться. Если кому-то откликается то, что мы делаем — будем рады сотрудничать. Если не откликается — не страшно, значит, просто не пришло время конкретно для этого человека.

Анна: Я всем рекомендую начинать свой путь к экологичности по чуть-чуть, в комфортном для вас темпе, делать то, что откликается. Нет какой-то экополиции, которая будет следить за вами и ругать за то, что что-то не получается. Лучше делать немного, но делать, чем не делать ничего. Помните, что вы не одни на этом пути — таких людей в Москве, в России, в мире все больше.

Фото: Дима Жаров

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.