Правда ли, что курьеры и таксисты зарабатывают больше вас?
Судя по постам в соцсетях, людей возмущают высокие заработки курьеров и таксистов (а также чиновников и блогеров). «Москвич Mag» узнал, насколько оправдана «классовая ненависть» в их адрес.
От ветеранов до «мужей на час»
Исследование уровня недовольства зарплатами некоторых профессий провели в агентстве Pro-Vision Communications. Там проанализировали 120 тыс. комментариев русскоязычных пользователей во «ВКонтакте», Telegram, «Дзене» и YouTube с 15 июля по 15 октября 2024 года. Выяснилось, что больше всего (63,4%) негативных сообщений по поводу слишком высоких зарплат чиновников. Авторы исследования пояснили, что в основном возмущение адресовано не рядовым госслужащим, а абстрактным «властям» и «олигархам» — руководителям и членам федеральных органов власти, а также топ-менеджменту госкорпораций.
Второе и третье места заняли курьеры и таксисты — на их долю пришлось, соответственно, 15,3% и 10,6% негативных отзывов в соцсетях. Далее идут блогеры (4,7%), участники военной операции (3,1%), IT-специалисты (2,3%), а также вахтовики, «мужья на час», мастера салонов красоты и репетиторы (все — менее 1%).
Возмущение пользователей соцсетей исследователи связывают с публикациями о том, что люди этих профессий получают больше 150 тыс. рублей. «Москвич Mag» обратил внимание, что об этом еще в начале июля заявлял директор платформы «Мигрант Сервис» Андрей Кладов: «В декабре 2023 года максимальная зарплата курьеров-мигрантов достигала 120 тыс. рублей. Рост зарплат связан с возрастающей гонкой зарплат в сферах, страдающих кадровым голодом. Трудовые мигранты на курьерских должностях стали зарабатывать наравне с IT-специалистами на начальных и средних позициях — около 155 тыс. рублей в месяц». Его выступление в эфире радиостанции НСН подхватили десятки федеральных и региональных СМИ, в итоге тема некоторое время держалась в топах новостной повестки.
Что касается таксистов, то, как отмечают в Pro-Vision Communications, по мнению пользователей соцсетей, возмущение их заработками связано с «низким порогом входа в профессию» и мнением, что «все мы немного таксисты». Некоторым не нравится то, что они зарабатывают, например, больше врачей, на которых приходится учиться несколько лет. По данным сервиса «Город работ», в сентябре 2024 года таксисты в Москве получали более 140 тыс. рублей в месяц. При этом за месяц оплата выросла почти на 30% — с 110 тыс. до 142,8 тыс. рублей.
Блогеров россияне не любят за то, что некоторые из них прославились как инфомошенники, которые получают большие прибыли от доверчивой аудитории.
Грустная математика извозчиков
Как рассказал «Москвич Mag» председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин, в последнее время доход у частных извозчиков увеличился, но также выросли и расходы. «Особенно это касается стоимости машин и страхования. Штрафы также большая часть расхода. Работать в Москве без штрафов невозможно. Чтобы окупить автомобиль класса комфорт, таксист должен два года ежедневно откладывать 7 тыс. рублей без выходных и праздников. А чтобы получать 100 тыс. в месяц, он должен за смену набрать 15 тыс. минимум. Другими словами, 1,2 тыс. рублей в час. Я бы не назвал 100 тыс. большим доходом сейчас», — отметил он.
Таксист Алексей Бородач напомнил, что люди его профессии в 90% случаев не получают зарплату в классическом понимании этого слова, а оформлены как самозанятые или индивидуальные предприниматели. По его словам, в последнее время «доходы однозначно выросли, но пропорционально расходам». По его примерным подсчетам, чистая прибыль таксистов за год выросла «не более чем на 20%».
«Для того чтобы понять, сколько таксист реально заработал, нужно заниматься математикой. Нет какой-то четкой цифры. В сентябре это может быть 150 тыс., а в феврале — 80 тыс. и меньше», — добавил собеседник «Москвич Mag».
Московский таксист Антон М. начал с того, что люди его профессии не получают высокие зарплаты, и более детально рассказал, как формируется их заработок, когда речь идет о стоимости поездки без учета вычетов комиссии агрегатора: «Это та сумма, которую заплатил клиент. Замечу, что кешбэк идет за счет водителя. Пример: стоимость поездки — 1000 рублей, а кешбэк — 20%, в этом случае клиент платит 1000 рублей, но водителю показывает 800 рублей стоимость заказа».
Если же говорить о стоимости поездки с учетом комиссии агрегатора, то по состоянию на конец октября у Яндекса она составляет 22% от стоимости поездки для тарифов «Эконом», «Минивэн» и «Детский» и 25% — для тарифов «Комфорт», «Комфорт+», Business, Premier и Élite. Еще стоит вычесть расходы на бензин, который, по словам Антона, «стал дороже на 5–8 рублей за литр, а тариф подняли на 3 рубля», мойку, техобслуживание и запчасти, ОСАГО, полис страхования пассажиров ОСГОП и налоги. Последние для самозанятых таксистов составляют 4% с полной суммы заказа, а для ИП — 6%, к которым плюсуются дополнительные траты и взносы.
Также Антон отметил, что собственный автомобиль имеют в основном таксисты, оформленные как ИП, а среди самозанятых таких «небольшое количество». Поэтому определенная часть таксистов арендуют машины, а стоимость аренды транспорта для тарифа Э — от 2 тыс. рублей в неделю, тарифа К — от 2,6 тыс., К+ — от 3,5 тыс.
Собеседник «Москвич Mag» также добавил, что агрегатор не компенсирует водителям собственные просчеты и ошибки. По его оценкам, примерно в 80% заказов возникают ошибки по времени поездки, и когда она в реальности оказывается дольше, водителю не оплачивают ни дополнительный расход бензина, ни время работы.
«Доход в Москве не вырос, скорее даже немного упал. Очень сильно возросли расходы. Хотя пассажиры стали платить больше, но не нам, а агрегатору. Если посчитать расходы, то зарплаты будут примерно от 50–80 тыс. в Москве, в регионах цифры разнятся, но там все печально. Для сравнения: зарплата дворника в Москве — 45–70 тыс. на руки», — добавил Антон.
Семь дней в неделю, 15 часов в день
Представители служб доставки еды и других товаров народного потребления также не считают, что их заработки стали заоблачными, а то, что их сравнивают с доходами IT-отраслей, называют мифами. Об этом «Москвич Mag» в деталях сообщили в профсоюзе «Курьер»: «Согласно нашему опросу, проведенному весной 2024 года, курьеры в среднем зарабатывают 300 рублей в час. Это 48 тыс. рублей при стандартной занятости 160 часов в месяц. [Сегодня] в лучшем случае стоит ожидать средних зарплат на уровне 60 тыс., но, полагаем, и того меньше. Скорее всего, рост составит около 10–15%, что даже ниже реальной инфляции. Миф о том, что курьеры получают столько же, сколько и работники IT-сферы, пошел от неправильной интерпретации публикаций в прессе. Действительно, если мы попробуем вычислить зарплату курьера при максимальной занятости, то доход более 150 тыс. рублей в месяц, сравнимый с оплатой труда IT-специалиста, можно получить ценой 15 часов ежедневного изнуряющего физического труда без выходных. И это еще без учета перерывов на обед».
Представитель профсоюза «Курьер» также связал возмущение пользователей соцсетей «запредельно высокими» заработками работников служб доставки с тем, что на сайтах по поиску работы очень много вакансий с огромным окладом.
«Связано это с тем, что службы доставки платят приличные суммы специальным рекрутерам — до 15 тыс. рублей за человека. Они в погоне за прибылью плодят вакансии, в которых для завлечения завышается зарплата в полтора, два и даже более раз при занятости более 160 часов в месяц. При этом курьеры нередко получают в час больше, чем условные продавцы или охранники, однако труд этот отнюдь не из легких», — добавили в профсоюзе.
Администратор телеграм-канала «Подслушано у курьеров» Максим Лебедев в разговоре с «Москвич Mag» признался, что зарплата в этой сфере зависит прежде всего от работоспособности самого курьера и сезона: «Самые высокие доходы ожидаются всегда на холодное время года, когда желающих и имеющих силы на работу в разы меньше, сравнивая с летом. Доход зависит от чаевых, времени года, транспорта, на котором осуществляется доставка, коэффициента спроса и базового тарифа. Каждая отдельная организация доставки имеет свою ставку за принятие заказа, оплату за километр, бонусы за тяжелый вес, бонусы за отмененный заказ или доставленный в пункт отмены и множество остальных различных бонусов. Если задаваться более точными вопросами о заработке, то, спрашивая курьеров, активно работающих в больших городах стран СНГ, будь то Москва или Минск, можно услышать действительно суммы, равные двум-трем средним зарплатам по городу».
Школьники, жители провинции и роботы
Гипотетический рост зарплат можно было бы отчасти объяснить мигрантофобской политикой и уходом из сфер транспорта и доставки рабочих из стран СНГ с последующим возникновением дефицита рабочих рук. Недавно мэр Сергей Собянин признал нехватку кадров, которая, по данным служб занятости, составляет 500 тыс. человек.
«Таксистов из стран СНГ стало немного меньше, но на данный момент это не сильно влияет на сферу», — считает Алексей Бородач, полагая, что в Москве их могут заменить водители из других регионов РФ. Его коллега Антон М. согласен с сокращением числа рабочих-мигрантов в частном извозе. Он полагает, что «они просто ушли в курьеры — там нет проверок и заработок выше, а спрос меньше». Но, как отмечает собеседник «Москвич Mag» со слов клиентов, на тарифах комфорт-класса водителей из стран СНГ стало больше.
«Но водитель такси сейчас — раб без прав, он не может никак защитить свои права, его обманывают по стоимости поездки, обсчитывают по тарифу… Кто будет работать в таких условиях?» — добавляет Антон.
В профсоюзе «Курьер» также полагают, что политика выстраивания дополнительных барьеров мигрантам для работы в доставке или такси «практически не работает»: «Ограничения не так уж сложно обойти, тем более при помощи самих служб доставки, которые не заинтересованы терять рабочих при сильном дефиците. По одной из оценок, он составит 300 тыс. человек к концу года. Количество работников из стран СНГ не сильно сократилось. Однако еще с 2023 года поток мигрантов в страну уменьшается, что влияет на все сферы труда, в том числе и доставки. На замену, конечно, никто не придет по волшебству».
В профсоюзе также отметили, что некоторые службы доставки привлекают несовершеннолетних для компенсации дефицита рабочих, собираются увеличивать парк роботов-доставщиков, дают скидки на заказ за самовывоз. Иными словами, новыми трудовыми ресурсами могут стать молодежь, жители провинции и техника — коммерческие дроны и беспилотные такси, которым прочат новые горизонты и экономисты, и футурологи.
Фото: кадр из фильма «Ведьмина гора», 2009