search Поиск
Анастасия Барышева

Умер куратор и искусствовед Иосиф Бакштейн

2 мин. на чтение

Так мало умещается в словах «куратор» и «искусствовед» или даже директор Института проблем современного искусства и комиссар Московской биеннале современного искусства.

Вообще-то Иосифа Марковича Бакштейна можно смело назвать одним из самых влиятельных и значительных людей в российском современном искусстве, создавшим наше арт-сообщество.

О смерти Бакштейна сообщили в соцсетях его друзья и коллеги.

«Сегодня в Лондоне в госпитале ушел Иосиф Маркович Бакштейн. Его супруга Кэти Диппуэл сообщила, что это было тихо и спокойно. Он всегда хотел знать, что не зря прожил свою жизнь. Ему было важно, что он делает и что останется после него. А остается всегда тепло, свет и добрая память», — написали на странице Института проблем современного искусства.

«Я познакомилась с Иосифом в конце 1980-х — он был важной фигурой в концептуалистском сообществе, устраивал громкие выставки. Помню, я была на выставке, которую он сделал в Бутырской тюрьме — мы там общались с заключенными, а на стенах висели рисунки Кабакова и других знаменитых художников. В 1990-е Иосиф организовал Институт современного искусства, он базировался до недавних пор как раз в мастерской Кабакова на Сретенском бульваре. Иосиф был очень общительным, толерантным и открытым человеком, готовым прислушиваться к чужим мнениям, что, как мне кажется, помогло ему организовать Московскую международную биеннале современного искусства. Он, как комиссар биеннале, сумел сделать так, что в Москву в нулевые приезжали самые яркие и актуальные звезды мирового искусства. И держал высокую планку, пока тяжело не заболел. Мне очень грустно, что его больше нет», — поделилась с «Москвич Mag» искусствовед и главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.

«Врач велел ему учить стихи, чтобы бороться с болезнью. Он учил, а потом иногда звонил и читал наизусть. Было и грустно, и светло. Любимый Иосиф Маркович, прощайте», — написала арт-критик Анна Толстова.

Галерист, куратор и иноагент Марат Гельман вспоминает:

«Наши отношения начались с того, что мой отец в 1990 году говорит мне: Бакштейн сказал, ты что-то не то выставляешь. Может, не надо тебе выставки делать? Это он так оберегал “монополию” московского концептуализма на художественную сцену. А я работал с молодыми, костяк из Украины: Савадов и Сенченко, Ройтбурд, Тистол и Реунов, Паша Маков, Голосий и Гнилицкий, Керестей и Хоровский. Познакомились позже. Уже когда я открыл галерею, а подружились на теме Олега Кулика. Был момент в 1993-м, когда только мы с ним считали Олега большим художником. Через пару лет — все. Короче, часть меня умерла сегодня».

Как уточняют в соцсетях Московской биеннале современного искусства, Бакштейн умер после долгой болезни. Ему было 78 лет. Все, кто говорит о его смерти, отмечают: ушла эпоха.

Бакштейн сделал сотни выставок не только в России, по всему миру: в нью-йоркском MoMA, на Венецианской биеннале, на европейской биеннале «Манифеста», в парижском Palais de Tokyo, в лондонском Calvert 22 и много где еще. Там он показывал наше искусство, а в Россию привозил выставки великих современных западных художников и кураторов, став связующим звеном между Россией и миром и вписывая наше искусство в международный контекст.

Благодаря Бакштейну в России узнали таких кураторов, как Жан-Юбер Мартен, Ханс Ульрих Обрист, Барт де Бар, Дефне Айас, Николаус Шафхаузен, и увидели, как должны выглядеть большие биеннале международного уровня, какой при нем была Московская биеннале.

Фото: Алексей Куденко/Коммерсантъ/Fotodom

Подписаться: