search Поиск
Дмитрий Леонтьев

Уникальный случай: миссия сделать китайские машины престижными возложена на нас, покупателей

3 мин. на чтение

Москвичей поставили перед проблемой: без помощи производителей самим определить степень крутости китайских автомобильных брендов. Обрадует результат менеджеров в Китае или нет, мы не знаем, но они сами виноваты.

Все традиционные дорогие марки ушли, и теперь россиянам, а точнее москвичам, потому что именно в столице формируется основной объем продаж люкса, предстоит самим решить, что считать шиком, а что нет.

Каким образом старые премиальные бренды заслужили уважение покупателей? За счет богатой истории. За легендарными моделями числятся победы в мировых гонках, ими владели звезды первой величины, они снимались в блокбастерах. Так Mercedes, Bentley, Aston Martin и Jaguar признали люксом.

Могут ли китайские марки занять их место? В принципе, китайцы, если захотят, купят оптом всех звезд российского спорта, шоу-бизнеса и интернета. Для них это будет недорого. Потом эти звезды заполонят социальные сети фотографиями…  так, стоп! А где сегодня селебрити постят селфи со своими тачками?

Раньше было просто. Подарил знаменитости Audi Q7, сделал своим амбасcадором, и дело в шляпе, только успевай считать лайки в запрещенной сети. А сегодня? Среднесуточный охват аудитории нельзяграма за прошлый год сократился в пять раз и продолжает стремительно падать. Дальше будет как в Китае, где уже выросло поколение, которое не пользуется ни одной западной соцсетью и даже не знает о них, остались только национальные. У нас вроде тоже есть VK, но она имеет весьма отдаленное отношение к люксу. Короче, поле для раскрутки дорогих машин сузилось до размера небольшого пятачка и продолжает скукоживаться.

Еще одна непреодолимая преграда на пути к раскрутке нового люкса — это нежелание китайцев попадать под санкции США, которые американцы могут распространить на любую компанию, проявляющую активность на российском рынке. Именно поэтому всю работу по продвижению за них делают дистрибуторы. Но единственный интерес дистрибутора — получить больше денег с продаж, остальное его мало волнует.

Таким образом, задача сделать ту или иную китайскую марку престижной остается на совести самих российских покупателей. Мы должны сами определить степень крутости марок из Поднебесной. Хотя эксперимент этот вынужденный, понаблюдать за ним будет крайне интересно, потому что при отсутствии системных капиталоемких программ продвижения на первый план выйдут либо голые характеристики машин в отрыве от имиджа брендов, либо чисто субъективные столичные стереотипы, дающие представление о престиже.

Производитель не может и не будет в нынешних условиях диктовать нам свою волю. Зато мы получаем возможность через спрос голосовать за отдельные бренды и влиять на повышение их престижа. Люди будут уважать только те марки, которые соответствуют их понятиям о люксе.

Что говорит статистика о продаже «китайцев»? В сегменте премиальных машин лидируют две марки, и обе электрические: Zeekr и Voyah. Zeekr ввозят «по-серому», потому что ее производитель Geely играет в прятки с американцами и канал ввоза могут в любой момент прикрыть. Поэтому всерьез можно говорить только о Voyah. Этот бренд принадлежит Dongfeng и продает автомобили в России официально по цене 7,5–17 млн рублей. Что известно о покупателях? Большинство из них приобретает эти марки в качестве второй или даже третьей машины в семье вдобавок к имеющимся представителям немецкого, американского или японского автопрома. То есть пока берут «на закуску».

Вспоминаю свой зимний тест-драйв электрокроссовера Voyah Free — автомобиль впечатляет, спору нет. Большой, динамичный, цифровой, с хорошим запасом хода и т. д. Но какой-то запоминающейся фишки, как это было в европейских моделях, нет. Что, и фишку тоже москвичам придется сочинить? Все сами? Впрочем, за нами не заржавеет. Ну а пока мы строим умозрительные концепции о люксе, на ютубе появились ролики, толсто намекающие на унижение Европы, где степень крутости автомобилей из Поднебесной прямо пропорциональна их возможности нагнуть Старый Свет. Судя по просмотрам, тема заходит. Вот так, дорогие китайские товарищи, вы отстранились и теперь получите то, что рождается из хаоса и соответствует текущей мировой обстановке. Хотя, может, я зря иронизирую и такой подход китайцам понравится?

Фото: shutterstock.com

Подписаться: