«Уважение к чужой религии связано с чувством такта москвичей» — социолог Юрий Московский
В Москве живут представители больше 50 вероисповеданий. Как они взаимодействуют между собой? Об этом знает председатель комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», член межведомственной рабочей группы по профилактике правонарушений, социолог и историк Юрий Московский.
Разные религии в городе представлены пропорционально численности населения, потому что у нас не в полной мере, но отчасти национальность совпадает с вероисповеданием. Так сложилось исторически: русские, как правило, ходят в православную церковь, татары, башкиры — в мечети, евреи — в синагоги. По переписи населения почти 92% жителей Москвы назвали себя русскими. К народам, которые традиционно исповедуют ислам, у нас, согласно ей же, относятся менее 400 тыс. человек. Есть, конечно, приезжие, которые хуже поддаются учету и не участвуют в переписях. Особенно это относится к иностранным рабочим, число которых оценивается в Москве примерно в 650 тыс., большая часть из них — из Средней Азии. Есть у нас и буддисты, и индуисты, и приверженцы других христианских конфессий — католики, лютеране, евангелисты. Временами по улицам ходят группы кришнаитов, их немного. Есть крайне малое количество неоязычников — приверженцев якобы древних культов, но которые на самом деле просто выдуманы недавно уже современными людьми, это скорее хобби такое — поклонение Перуну, Велесу, другим мифическим божествам. Так что почти все, что есть в мире, есть и в Москве. Это касается и религиозной составляющей жизни столичного социума.
Разные религиозные культуры подразумевают разное мировоззрение. На протяжении всей истории человечества Европу, да и страны Востока потряхивало от религиозных войн. Всем известны примеры недавних надругательств над святынями на Западе. Почему в Москве это невозможно?
Отношения людей разных вероисповеданий в Москве всегда были очень хорошие, уважительные, все всегда исторически жили дружно, в согласии. У нас традиционно очень дружелюбная среда к тем, кто сам эту среду уважает. Это уважение зависит от исторических традиций, чувства такта москвичей и политики правительства, как на федеральном уровне, так и на региональном — московском. У нас хорошо действуют правоохранительные органы, которые всякие провокационные действия пресекают на корню. Есть 282-я статья УК РФ и другие меры административно-уголовного характера, их вполне достаточно. Похожие есть во всем мире, но у нас они эффективно работают. Добрым словом и Уголовным кодексом можно достичь гораздо большего эффекта, чем просто добрым словом. Приведу пример из пандемийных времен, всего два года прошло, а многие уже забыли. Тогда примерно 50 тыс. иностранцев в Москве оказались на грани голодной смерти. Работать из-за карантина они не могли, уехать на родину тоже (авиасообщения не было, поезда не ходили), деньги кончились. Кто им помог? Москвичи, причем разных национальностей и вероисповеданий. Продуктовые наборы раздавали. Многие «эксперты» думали, что люди магазины начнут грабить, а они стали друг другу помогать. Такой вот феномен! Кстати, подобное по всей стране было — массовая взаимопомощь. Общество показало свою зрелость и сознательность.
Это уважительное отношение к представителям других религий возникло с самого начала истории Москвы. Еще в ХVI веке иностранцы, приезжавшие в Россию, удивлялись: как же так, царская власть позволяет мусульманам в Москве беспрепятственно отправлять свои обряды? Русский человек так устроен, он в принципе уважает человека и другой национальности, и другой религии, если этот человек приносит пользу, является частью того социума, в котором он находится. Если мы вместе пашем, строим, сражаемся против врага, вероисповедание, цвет кожи, национальность безразличны. Может быть, так сложилось, потому что у нас людей постоянно не хватало. Каждый человек нам был дорог вопреки легендам о том, что у нас людей не берегут. У нас, если сравнивать со многими странами, всегда к людям относились бережно, с поправкой на эпоху и нравы. Условно говоря, если где-то людей на кол сажали, то у нас за то же самое только плетью секли, выбирали более «гуманный» способ наказания. Наш «лютый тиран» Иван Грозный по сравнению с европейскими средневековыми монархами, уж не говоря о восточных правителях, весьма добр и по-христиански человеколюбив. Почитайте, как, например, хан Узбек вводил ислам в Золотой Орде или как в Османской империи решали вопросы престолонаследия.
Добрым словом и Уголовным кодексом можно достичь гораздо большего эффекта, чем просто добрым словом.
Грозного считают тираном, потому что по сравнению с предыдущими князьями он действительно карал и казнил много. А за нашими границами шла массовая резня по религиозному принципу. Вспомните войны суннитов с шиитами, католиков с протестантами, войны шли между приверженцами разных ветвей одного и того же вероисповедания. А какие были религиозные войны в Китае, в Японии! Там такая резня была между приверженцами традиционных культов и христианами! У нас никогда не было даже опасности такой войны. Даже гонения на раскольников в ХVII веке не привели к состоянию войны. Раскольники предпочитали самосжигаться, но не воевать. Знамениты гари, когда люди тысячами сжигались за свою веру, но с оружием в руках сопротивлялся только Соловецкий монастырь. Это, если сравнивать с Европой и Востоком, вообще ни о чем. У нас столкновения были по политическим мотивам. Даже если мы возьмем Смутное время, там православные в основном воевали с православными — это была гражданская война за право занимать московский престол — дмитриниана. С 1990-х годов у нас всерьез предсказываются грядущие тотальные войны по этническим и религиозным принципам. Но не получилось! Хотя и разжигали. Не дали осуществиться этим злодейским планам. Причем не только спецслужбы, но и само общество, среда тушила эксцессы. Раствор не был готов к тому, чтобы пошел кровавый процесс.
Идиома «сорок сороков», подразумевающая количество храмов и церквей в древней Москве, то есть 1600, неверная. По сведениям московского градоначальника графа Р. В. Ростопчина, в 1812 году церквей в городе было «не более двухсот шестидесяти семи», а до революции — примерно 900. Но 80 лет государственного атеизма сделали свое дело, и к 1991 году действовал лишь 171 храм.
Посещаемость этих православных храмов тогда была просто колоссальная. И после празднования 1000-летия крещения Руси в 1988-м началось возрождение православия. И других вероисповеданий. Такая была знаковая точка. Кстати, это празднование проводилось по инициативе ЦК КПСС с выделением соответствующих денежных средств. И после этого в Москве началось строительство сотен храмов, открыли новые мечети, синагоги. Религиозная жизнь в столице тогда начала возрождаться.
В Москве многие отмечают разные религиозные праздники независимо от причастности к ним. Православные поздравляют мусульман с Рамаданом, мусульмане своих соседей-христиан — с Пасхой и Рождеством. Иудеи зовут на Хануку друзей других вероисповеданий.
«Аллах акбар!» — «Воистину акбар!» Это вошло в московские традиции. Раньше в Москве по рождению было много иудеев, а сейчас пропорционально много приверженцев ислама. Сейчас часто и работодатели входят в положение. Например, мусульманам могут давать выходной в пятницу — день, когда следует ходить в мечеть. Вместо пятницы работают в субботу или в другой день.
Еще недавно многие эксперты видели опасность распространения в Москве всевозможных деструктивных сект. В 1990-е они просто наводнили город.
Но они и исчезли в 1990-е! Некоторые были проектами спецслужб «по уводу энергии масс». Приезжали, помню, проповедники из американского штата Юта — мормоны. Кто-то их слушал, но большинство их приверженцев просто хотели эмигрировать в США под прикрытием религиозной свободы: «Мы — русские мормоны, дайте нам визу!» Они уехали. На этом весь мормонизм у нас закончился. Секта «Белое братство» Марии Дэви Христос активно на Украине работала, а у нас «проект» не пошел. Потому что у нас народ оказался более спокойный, менее экзальтированный. Люди поняли, что это просто обдираловка, грабеж, жулики. Нам хватило пары лет, мы быстро поумнели, повзрослели, знаем, куда лучше деньги потратить. А экзотические всякие религии у нас крайне малочисленны и невлиятельны, их просто очень любят обсуждать, поэтому они на виду, да и тема жареная. Например, при переписи населения 2002 года несколько сот человек назвали себя эльфами, и это вызвало большой шок. Но это больше пустые слова, чем реальность. Где сейчас те эльфы с гоблинами?
Сегодня в Европе многие храмы несут не столько религиозную функцию, сколько культурную, социальную. Церкви переоборудуются под дома культуры, кружки по интересам или центры помощи малоимущим. Собор Парижской Богоматери стал туристическо-культурным центром, а в Ирландии сразу несколько старинных храмов переделано под пабы — «священные места» для выпивающих. И если там храмы утрачивают свой изначальный смысл, то в России — с точностью до наоборот.
У нас сейчас идет массовое строительство и восстановление храмов. И даже навязывать это религиозное возрождение не надо. Люди сами идут в храмы, в дацаны, в мечети, в синагоги, в молельные дома. Вот на Поклонной горе создали правильный комплекс — там и синагога, и мечеть, и православный храм. Что касается православных храмов и часовен, их в Москве на 1 декабря было 1227, а храмов, в которых богослужение совершается не реже одного раза в неделю — 549. Идет строительство по программе храма в шаговой доступности. За 12 лет возведено и уже действует 88 храмов. А в Новой Москве сейчас строится уже пятая столичная мечеть. Кроме того, есть более сотни молельных домов. Они работают отдельно или входят в состав комплексов. Например, Исламский культурный центр, Международная исламская миссия на Остоженке. Во время больших мусульманских праздников в дополнение для верующих выделяются и специальные территории. Представители абсолютно всех религиозных организаций заявляют, что им не хватает помещений для отправления религиозных культов. Но тут есть требование: жители района, в котором планируется строительство религиозного учреждения, должны быть с этим согласны. Необходим учет мнения местных жителей. И были случаи, когда они выступали против строительства храма, боялись, что будут ущемлены их права. Просто не была с ними проведена соответствующая работа. Ведь с появлением храма всегда облагораживается территория, строятся детские площадки, организуются детские кружки, воскресные школы. Я уверен, что комплекс и этих мероприятий привел к тому, что у нас за десять лет подростковая преступность упала в четыре раза. У нас количество убийств в пять раз сократилось по сравнению с началом нулевых. Без репрессий, обратите внимание! Просто общий культурный уровень населения повысился, и это связано в том числе с религиозным возрождением. В Москве вы спокойно сейчас по парку ночью будете гулять, а раньше это было невозможно.
Религия утешает человека, помогает смягчить боль. Сейчас особенно, потому что времена нелегкие. Как якобы говаривал сподвижник Петра Великого фельдмаршал Христофор Антонович Миних (весьма конкретный, кстати, был человек), «то, что Россия находится под покровительством Господа Бога, доказывает сам факт ее существования. Иначе объяснить ее существование невозможно». Но на Бога надейся, а сам не плошай, добавлю.
Фото: из личного архива Юрия Московского