Сретенский бул., 6/1, стр. 1 и 2
1899–1902 гг.
Архитекторы: Николай Проскурнин, Отто Дессин
Николай Михайлович Проскурнин, уроженец Орловской губернии, окончил Императорскую Академию художеств в 1894 году. Устроился на работу, занял должность архитектора в Страховом обществе «Россия».
Крупнейшее из акционерных обществ по объему операций и размеру капитала, лидер отечественного добровольного страхования, оно базировалось в Санкт-Петербурге, на Большой Морской, но однажды решило расширить зоны влияния и строить доходные дома в Москве. О доходном доме Страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре рассказываем в рамках проекта «Московский дом».
На Сретенком бульваре был приобретен участок, известный тем, что в XVIII столетии на нем стояли палаты архиепископа Феофана Прокоповича, впоследствии занятые Старым почтамтом, перестроенным в круглое здание панорамы «Взятие Плевны», а затем — в народный театр «Скоморох» антрепренера Михаила Лентовского.
В 1898 году правление Страхового общества объявило конкурс на проект доходного дома. Никому пока не известный архитектор Николай Проскурнин принял участие в творческом состязании. Первой премии удостоился Александр Иванович фон Гоген, классик петербургского модерна, академик архитектуры, которым уже тогда было довольно много построено, а еще больше предстояло построить, в том числе особняк Матильды Кшесинской и Соборную мечеть.
Дальше сведения разнятся. По одной версии, сам фон Гоген отказался строить по своему проекту и передал первенство новичку Проскурнину. По другой — заказчик конкурса поручил строительство именно своему штатному сотруднику. В помощники Проскурнину выделяют Отто Вильгельмовича Дессина, также участника прошедшего конкурса.
Так или иначе, дебют у Проскурнина получился мощным.
Жилая громадина, собранная из двух объемов, пяти- и шестиэтажного, заполнила собой целый квартал. Пятно застройки распласталось между Сретенским бульваром, Бобровым, Фроловым и Милютинским переулками.
Буйная авторская фантазия мало того что разыграла партию разнообразных форм, жонглируя шпилями, готическими башенками, стрельчатыми арками, эркерами, так еще и населила поверхности стен собранием существ довольно экзотических и фантастических — саламандр, драконов, странных ушастых карликов, летучих мышей, крокодилов, львов, амазонок и трубадуров. Разумеется, не обошлось тут и без головок томных дев с длинными локонами.
Если попробовать определить принадлежность сего масштабного сооружения к какому-то стилю, выйдет нечто переходное от эклектики к модерну с вкраплением элементов из ренессансного арсенала. Нижний этаж отделан под руст. Выходящая на площадь главная башня смахивает на Спасскую башню Кремля. На ней часы с колоколом 900 кг весом, специально под этот проект отлитом на колокольно-литейном заводе купца П. Н. Финляндского.
Корпуса доходного дома объединила ажурная решетка, кованная по рисунку Отто Дессина, чудом сохранившаяся в первозданном виде, равно как и вензель — сплетенные буквы О и Р.
Зданию предстояло получать доход от сдачи внаем 148 роскошных апартаментов площадью от 200 до 600 м кв., с высотой потолков от 3,8 до 4,2 м, с отдельными ванными комнатами и ватерклозетами.
Подобные квартиры могли себе позволить лишь люди состоятельные. Жилой комплекс «Россия» предусмотрел все актуальные новинки: синематограф, атлетический зал, телефон, лифт, отопление, увлажняющие воздух фильтры. Имелась даже автономная нефтяная электростанция и артезианская скважина в подвале глубиной 50 м.
Говорят, что, посетив Москву, апологет конструктивизма, новатор Ле Корбюзье предложил снести весь исторический центр города, на руинах построить новый, но зато сохранить единственное здание, а именно доходный дом Страхового общества «Россия».
Построить маршрут до доходного дома Страхового общества «Россия» и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com