search Поиск Вход
, 2 мин. на чтение

Московский дом: Грановитая палата

, 2 мин. на чтение
Московский дом: Грановитая палата

Манежная ул., 2/10, стр. 2
1487–1491 гг.
Архитекторы: Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари

Названием своим знаменитая палата Московского Кремля, ставшая главным тронным залом великих русских князей и царей, местом заседаний земских соборов, обязана белокаменным восьмигранным блокам, ограненным бриллиантовым рустом. В Италии, для которой столь прихотливая, даже немного колючая облицовка зданий была характерна в эпоху Ренессанса, ее называли «диаманти». Про Грановитую палату рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

Стоит обратить внимание, скажем, на внешний декор Алмазного дворца в Ферраре, чтобы обнаружить родственные черты с Грановитой палатой. Надо ли говорить, что само слово «палаты» пришло к нам от итальянского palazzo?

Причины сходства легко объяснимы: авторы здания на Соборной площади Кремля — мастера, прибывшие в Москву из Италии.

Первый из них — Марк Фрязин, потомок ломбардского каменщика— приехал к нам из Милана по приглашению царя Ивана III. Зодчий и фортификатор, Марк участвовал в строительстве не сохранившейся Малой Набережной палаты, а также Беклемишевской, Никольской и Спасской башен Кремля.

1889

Стоит меж тем напомнить, что «фрязинами» на Руси прозывали иноземцев, не только итальянцев.

Соавтор Марка Фрязина Пьетро Антонио Солари, в летописях значащийся как Петр Антонин Фрязин — уроженец знаменитого швейцарского кантона Тичино, откуда прибыло немало зодчих, построивших в России важнейшие здания. Согласно тем же летописям Солари не просто «палатных дел мастер», но, что подчеркивает пиетет, «архитектон».

Любопытно, что в Италии Солари успел поучаствовать в постройке монастыря Оспедале Маджоре, известного как Чертоза в Павии, чье скульптурное украшение заметно повлияло на декор Грановитой палаты.

Считается, что проектировать ее начинал Марк Фрязин и, соответственно, архитектурно-пространственный замысел принадлежит ему. Стройку и убранство интерьера еще три года затем довершал Пьетро Антонио Солари.

То был принесенный с севера Италии, новый для русской почвы тип городского дома, открытый для входа с площади, но увенчанный высокой четырехскатной крышей (ныне не сохранившейся), свойственной русским теремам. Прямоугольная в плане палата имеет площадь 495 квадратных метров. Высота здания составляет 9 метров, толщина же стен достигает 1,5 метра. С запада к фасаду примыкают Святые сени. Сюда ведет открытая трехмаршевая лестница с двумя белокаменными арками. Знаменитое Красное крыльцо предназначалось для торжественных выходов царя и приема дорогих заморских гостей.

В советское время крыльцо разобрали, на его месте построив двухэтажную столовую Верховного Совета. В 1994 году Красное крыльцо было восстановлено на историческом месте.

Крученые колонки с резными капителями отмечают углы фасада. В высоком цокольном этаже Грановитой палаты расположился Приемный зал, квадратная палата, перекрытая четырьмя нервюрными сводами. Своды опираются на мощный центральный столб, а стены сплошь покрыты росписью, выполненной палехскими иконописцами уже в XIX столетии.

Свет в дневное время лился в палату через восемнадцать окон. Кстати, первоначально они имели готическую форму, были двойными, стрельчатыми и размером поменьше. Архитектор Осип Старцев в 1684 году растесал оконные проемы, украсив их белокаменными наличниками и филенками с изображениями львов.

Построить маршрут до Грановитой палаты и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Алексей Макаров, pastvu.com

Подписаться: