search Поиск
Евгения Гершкович

Московский дом: Клуб Союза коммунальников имени Русакова

2 мин. на чтение

Стромынка, 6
1927–1929 гг.
Архитектор Константин Мельников

Константин Мельников, архитектор невероятно изобретательный, внес огромный вклад в разработку рабочего клуба, рожденного новыми социально-экономическими условиями типа общественного здания.

От заказчиков, казалось, не было отбоя: востребованный зодчий интенсивно проектировал для отраслевых профсоюзов: Союза коммунальников, Союза кожевников, Союза химиков. Москва переживала клубный бум, и Мельникову приходилось одновременно работать сразу над проектами пяти клубов. В рамках проекта «Московский дом» рассказываем о Клубе имени Русакова.

«При проектировании мною зданий для клубов я проводил тот основной принцип, что вся работа клуба должна проходить на глазах масс, совершенно открыто, а не в закрытых коробках-комнатах, базирующихся на ряд коридоров. Этого я достигаю устройством системы зал — и почти только зал, которые могут переключаться, выключаться, объединяться и т. п.», — писал новатор Мельников.

1930-1934

По его замыслу, архитектура клуба должна была выделять здание подобной функции среди прочих объектов, обладать характерным лицом.

В основе плана здания Клуба Союза коммунальников имени Русакова лежал равносторонний треугольник. Форма символизировала луч-рупор.

Правда москвичи тут же прозвали клуб шестеренкой — символом машиностроения и индустриализации.

Кстати, многие признают, что акустика зрительного зала клуба действительно совершенна. Задние ряды по силе звука не уступают передним.

Мельников, большой мастер трансформации помещений, зрительный зал разместил на втором этаже, первый отдал служебным нуждам. Амфитеатр зала автор разбил на три фрагмента. И устроил их в консольных железобетонных выступах «шестеренки».

Архитектор также предусмотрел варианты использования помещения и разработал проект движущихся перегородок-ширм, состоявших из двух щитов. Верхний поднимался по полуциркульным направляющим к потолку, нижний откидывался в сторону партера. Их называли «живыми стенами». Вместимость зала могла варьироваться от 250 до 1300 зрителей.

Каждый из балконов в рациональных целях мог отделяться от зала и превращаться в самостоятельную аудиторию на 180 человек. Партер имел наклон, позволяющий легко убирать деревянные стулья, также спроектированные Мельниковым.

На торцах выносных панелей фасада размещались агитационные тексты и шрифтовые композиции, добавляющие образу клуба дополнительный визуальный и смысловой акцент.

Основными посетителями экспериментального сооружения стали рабочие расположенного рядом трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских. Клубу присвоили имя Ивана Васильевича Русакова, уроженца деревни Прудки близ Подольска, участника подавления Кронштадтского антисоветского мятежа,одного из руководителей Сокольнической организации большевистской партии.

Строительство клуба Константин Мельников завершил в 1929 году. Пройдет три года, и выдающегося архитектора обвинят в формализме и полностью отлучат от профессиональной деятельности.

Построить маршрут до Клуба имени Русакова и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: