Московский дом: конструктивистские здания
Конструктивизм, новаторский стиль 1920–1930-х годов, которым отечественная архитектурная практика может по праву гордиться. Без преувеличения, он повлиял на всю мировую современную архитектуру.
Широкий круг специалистов, архитекторы, студенты специально приезжали к нам со всех концов света, дабы своими глазами увидеть шедевры именно московского конструктивизма.
Это направление русского авангарда в архитектуре ознаменовало резкий переход украшательства и декорации, свойственных предыдущей исторической эпохе, к чистой геометрии, провозгласив экономичность, утилитарность, упорядоченность, строгую лаконичность формообразования и рациональный метод проектирования зданий.
В архитектурную сферу в этот период бурно внедрялись новые технологии, материалы и конструкции.
Характерные черты конструктивистских зданий: сложная композиция, ассиметричный фасад, железобетонный каркас, плоская крыша, ленточные окна (нередко вертикальные, порой окна-иллюминаторы), закругленные остекленные эркеры, угловые балконы с металлическими ограждениями, корабельные перила.
Складывался новый тип архитектора: ученый — проектировщик —новатор, что ярко продемонстрировало творчество таких сегодня уже всемирно известных мастеров, как Константин Мельников, Иван Леонидов, Моисей Гинзбург, братья Веснины, Илья Голосов, Николай Ладовский и др.
Форма и цели объединялись. Время диктовало поиск нового языка и новых типов общественных зданий. Привычные жилища превращались в жилкомбинаты, дома-коммуны, рестораны — в фабрики-кухни, театры — в рабочие клубы, проектировались гаражи для новых видов транспорта.
Так, архитектором Николаем Кузьминым была разработана система НОБ — «научная организация быта», согласно которой население дома-коммуны делилось на семь возрастных групп. Каждая существовала по собственному графику жизни, расписанному до минуты. Взрослые пробуждались по сигналу радиоцентра коммуны, затем 5 минут отводилось зарядке, 10 — умыванию, 3 минуты уходило на поход в столовую, полчаса на прием пищи. Пролетарская идея «обобществленного быта» проводилась под лозунгом «В такой обстановке будет расти и крепнуть коммунист!».
Каждая минута должна была служить общественным интересам. Архитекторы претворяли в жизнь соответствующий озвученной программе тип здания — дом-коммуну. Подобные экспериментальные комплексы, как правило, составлялись из жилого блока, где индивидуальные помещения сводились к минимуму, а корпус с помещениями общего пользования —столовой, прачечной, яслями, клубом, читальней — с жилым соединялся переходом.
Самые известные примеры домов-коммун в Москве это дом Наркомфина на Новинском бул., «Текстильстрой» на ул. Орджоникидзе, «Показательное строительство» на Гоголевском бул., дом-коммуна в 4-м Сыромятническом пер., 3/5 и др.
Уникальным типом сооружения, ассоциирующимся исключительно с эпохой конструктивизма, стала фабрика-кухня. Фантазия архитекторов, проектирующих подобные здания, казалось, не знала границ. Фабрики-кухни обретали сложные конфигурации и планировки, имели окна от пола, скругленный фасад и нередко сооружались в форме советских символов, скажем серпа и молота.
Корпус такой точки общепита мог быть трех- или четырехэтажным. Для хранения продуктов предусматривался подвал. На первом этаже размещались производственные цеха и склады полуфабрикатов. Второй предназначался для обеденных залов и даже для диетических залов, где разрабатывалось специальное меню. На верхнем этаже могли устраиваться разнообразные праздничные мероприятия. Даже крыша, по обыкновению плоская, и та вполне могла быть обитаемой, подходящей для летних приемов пищи на открытом воздухе. Фабрика-кухня виделась этаким культурным центром и часто входила в комплекс дома-коммуны. Среди самых показательных московских примеров редчайших памятников эпохи Фабрика-кухня №1 на Ленинградском пр., 7, Фабрика-кухня №4 в Боткинском пр.,7, стр.1, Фабрика-кухня №2 на ул. Ленинская Слобода, 17.
На VII Всесоюзном съезде союза рабочих металлистов в 1925 году было принято судьбоносное решение о строительстве рабочих клубов, становящихся важнейшими центрами досуга, организации новой жизни, диктатуры нового художественного вкуса. Идеальный социалистический город уже не мыслился без «второго дома-клуба», где сосредотачивалась вся повседневная и праздничная жизнь.
Начинался буквально клубный бум. Отраслевые профсоюзы заказывали проекты сооружений знаменитым архитекторам, демонстрировавшим смелость композиционных построений и форм, полностью разрывая связи с прошлым.
Ежемесячно на строительство в профсоюзную кассу отчислялось 10% от взносов. За несколько лет в Москве и Московской области было спроектировано 78 клубов, и 30 из них было построено. Клуб им. Русакова на Стромынке, клуб химиков «Свобода» на Вятской ул., клуб завода «Серп и Молот» на Волочаевской ул., клуб «Красный балтиец» на ул. Космонавта Волкова, клуб «Каучук» на Плющихе — из тех, что, к счастью, сохранились в нашем городе.
Подробные рассказы о знаковых конструктивистских сооружениях будут появляться на странице нашего проекта «Московский дом».
Наверху: Дом Наркомфина/ фото: Максим Мухин, Алексей Макаров