Московский дом: краснокирпичные здания
Кирпич на Русь пришел в конце X столетия вместе с кирпичных дел мастерами, прибывшими из Византии. Сперва это был брусок, с помощью которого пока не строили, но чаще ремонтировали. Серьезное отношение к кирпичу как к строительному материалу началось с возведением московского Кремля.
С европейскими строительными приемами москвичей познакомил итальянский мастер Аристотель Фиораванти, внедрив в практику качественный кирпич. Он был выходцем из Ломбардии, одного из центров романской архитектуры, области, отменно владеющей технологией кирпичного строительства.
В селе Калитниково, чьи почвы были насыщены значительными залежами глины, Фиораванти в 1475 году основал первый московский кирпичный завод с особой обжиговой печью. Мастер предложил габариты 289×111×67 мм для строительного материала. Вытянутый кирпич, суливший рисунку кладки большое разнообразие, чья длина в два раза превышала ширину, получил название «Аристотелев».
На возведение новых краснокирпичных взамен отслуживших свое белокаменных стен и башен Кремля пошел полупудовый (весом до 8 кг) двуручный кирпич размером 31×15×9 см. Стандартизация пришла в строительную отрасль с появлением Приказа каменных дел в XVI веке. Тогда ввели единый размер 312×134×89 мм так называемого государева кирпича.
Кирпич применяли при строительстве таких знаковых для Москвы сооружений, как собор Василия Блаженного, стены и башни Симонова монастыря.
С влиятельным родом Нарышкиных, к коему относилась мать Петра I, связывается так называемое нарышкинское барокко —стилистическое направление в русской архитектуре конца XVII —начала XVIII века, где на первых ролях был красный обожженный кирпич. Эталонные образцы нарышкинского барокко, исполненные в кирпиче и украшенные белокаменным декором: храм Покрова в Филях, храм Иоанна Воина на Якиманке, храм Троицы в Хохлах, Большой собор и колокольня Новодевичьего монастыря.
Стойкую популярность краснокирпичные здания обрели во второйполовине XIX века. Купцы, главным образом занимавшиеся строительством, люди деловые, были заинтересованы во вложении средств в то, что долго не будет нуждаться в ремонте и отделке.
Кирпичный стиль с его ложковой, тычковой, верстовой и иными видами кладки срифмовался, практически став синонимом псевдорусского стиля, доминировавшего в эпоху историзма, и был обласкан и модерном. Из неоштукатуренного полихромного кирпича, материала недорогого, неприхотливого к климатическим особенностям, сооружались не только жилые дома, музеи (нередко с заимствованием приемов из арсенала ярославского теремного зодчества), но заводы, фабрики, газгольдеры, рабочие казармы, гимназии, больницы: Исторический музей на Красной площади и выставочный зал «Новый Манеж» в здании бывшей Георгиевской электростанции, дом Игумнова на Большой Якиманке, где сегодня находится посольство Франции, особняки Цветкова и Перцовой на Пречистенской набережной, Преображенская больница, Бадаевский пивоваренный завод, завод «Арма» в Нижнем Сусальном переулке, Фабрика А. Сиу и Ко («Большевик») на Ленинградском проспекте, водочный завод Смирновых на Садовнической улице, Электрозавод и другие.
Подробные рассказы о знаковых краснокирпичных зданиях будут появляться на странице нашего проекта «Московский дом».
Фото: Алексей Макаров, Максим Мухин